Срок направления акта проверки

Проверки контролирующими органами

Срок направления акта проверки

Проверки, осуществляемые контролирующими органами (плановая и внеплановая проверки)

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ, Закон о проверках)  устанавливаются, в частности:

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Организация и проведения плановой проверки

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятсяна основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Ежегодный сводный план проведения плановых проверок формируется Генеральной прокуратурой РФ и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года. Сводный план проверок на 2017 г. размещен по адресу: http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года, за исключением случаев:

  • осуществления деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в вышеуказанных сферах, плановые проверки могут проводиться не менее 2-х раз в 3 года.

Перечень видов деятельности, в отношении осуществления которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 г. N 944.

  • осуществления деятельности, в отношении проведения проверок которой применяется риск-ориентированный подход. В таком случае периодичность проведения плановых проверок устанавливается Положением о конкретном виде контроля (надзора) в зависимости от отнесения объекта контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.

Основание для включения проверки в ежегодный план — истечение 3 лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица, ИП;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, ИП;
  • начала осуществления юридическим лицом, ИП предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Перечень работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, форма и порядок представления уведомленияПлановая проверка проводится в формедокументарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, предусмотренном ст. 11 и 12 Закона о проверках. утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. N 584

Источник: https://rusnap.ru/gos-kontrol-i-zashhita-predprinimatelstva/proverki-kontrolirujushhimi-organami/

Процедура оформления результатов налоговых проверок

Срок направления акта проверки
Каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени и штрафы могут быть выявлены и по итогам камеральной проверки.

Вопросам, посвященным срокам и порядку оформления результатов налоговых проверок, включая проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какой документ составляется по окончании выездной налоговой проверки?

В последний день налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ). В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения. Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления или продления проверки. Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. С составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается. Справка вручается налогоплательщику. Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, то она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?

Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Форма акта, составляемого по результатам налоговых проверок, должна соответствовать приложению № 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства). Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств. Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.

Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке?

Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен обосновать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений). Другая ситуация имеет место, когда акт налоговой проверки, например, по причине отсутствия должностного лица налогового органа на рабочем месте, подписан за него другим должностным лицом.    Акт, подписанный сфальсифицированной подписью, не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Независимо от того, привело или не привело это к принятию неправильного по существу решения (Постановление АС Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).

Какие сроки составления акта по итогам камеральной проверки?

Статьей 88 НК РФ на камеральную проверку отводится 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено. Камеральная налоговая проверка декларации по НДС, акцизам имеет некоторые особенности. По окончании проверки декларации, в которой суммы налога заявлены к возмещению, налоговый орган в течение семи дней обязан принять решение о возмещении, если не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах (статьи 176 и 203 НК РФ). При камеральной проверке возмещения НДС в заявительном порядке, возмещения акциза лицам, указанным в пункте 1 статьи 203.1 НК РФ (в частности, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина), предусмотрено в соответствующих случаях направление налоговым органом сообщения налогоплательщику об окончании налоговой проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (пункт 12 статьи 176.1, пункт 9 статьи 203.1 НК РФ). Акт камеральной налоговой проверки составляется при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки.

Как акт передается налогоплательщику?

Акт по итогам камеральной и выездной проверки в течение 5 дней с даты подписания вручается налогоплательщику под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком. Акт составляется после окончания проверки. Поскольку проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только вызовом налогоплательщика в налоговый орган для получения акта. Если по каким-то причинам налогоплательщик не явился на получение акта, то акт подлежит направлению налогоплательщику по почте заказным письмом в течение тех же самых пяти дней с даты этого акта. Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.

Будет ли считаться нарушением, если акт вручен с пропуском срока?

На практике присутствуют случаи вручения акта позже срока, установленного пунктом 5 статьи 100 НК РФ (письмо ФНС России от 08.12.2017 № ЕД-4-15/24930@). Это не признается существенным нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. Но при условии, что налогоплательщик был своевременно проинформирован о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?

Источник: https://taxcom.ru/baza-znaniy/otchetnost/stati/protsedura-oformleniya-rezultatov-nalogovykh-proverok/

Энциклопедия судебной практики. Порядок оформления результатов проверки (Ст. 16 Закона

Срок направления акта проверки

Энциклопедия судебной практикиПорядок оформления результатов проверки

(Ст. 16 Закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”)

1. Составление и подписание акта проверки

1.1. Составление контрольным (надзорным) органом одного акта по результатам нескольких проверок не влечет недействительности их результатов

Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 июля 2012 г. N Ф10-1860/12 по делу N А14-5037/2011

По результатам проведенных проверок Управлением составлен один акт, в котором отражены результаты проверок по всем обращениям граждан, на основании которых издавались распоряжения о проведении внеплановых проверок.

Составление должностным лицом Управления в нарушение требований ч. 1 ст. 16 Закона N 294-ФЗ одного акта по результатам нескольких проверок не является в силу положений ст. 20 Закона N 294-ФЗ грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, влекущим недействительность результатов проверки.

1.6. Подписание акта не всеми членами комиссии по проверке является нарушением Федерального закона N 294-ФЗ

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 ноября 2013 г. N Ф06-9519/13 по делу N А55-20567/2012

Как следует из акта, проверка проведена и акт составлен комиссией из трех человек, однако подписан только двумя членами комиссии, в связи с чем арбитражные суды правомерно указали, что акт проверки составлен в нарушение установленных требований законодательства и не может являться доказательством, фиксирующим нарушения в смысле ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ.

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу:

1.6.1. Факт неподписания акта проверки одним из членов рабочей группы не влечет недействительности результатов проверки

Постановление Верховного Суда РФ от 20 января 2015 г. N 303-АД14-1502

Акт проверки обоснованно принят в качестве надлежащего доказательства по делу, а то обстоятельство, что данный акт подписан лишь одним сотрудником Управления, тогда как в проведении проверки участвовали иные должностные лица, не является грубым нарушением, влекущим в силу ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ недействительность результатов проверки.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 марта 2015 г. N Ф03-812/15 по делу N А51-25812/2014

Ссылка ОАО на отсутствие подписи в акте проверки одного из 5 проводивших проверку лиц, что, по мнению заявителя, свидетельствует о нарушении Закона N 294-ФЗ, не является основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления, так как указанное обстоятельство не отнесено Законом N 294-ФЗ к числу грубых нарушений требований к организации и проведению проверок, которое влечет признание результатов проверки недействительными.

Постановление Челябинского областного суда от 11 апреля 2014 г.

Учитывая положения ст.

 20 Федерального закона N 294-ФЗ, обстоятельства, указанные в жалобе как основания для признания проведенной проверки незаконной, а именно: неточное указание наименования юридического лица в процессуальных документах, подписание акта проверки и протокола об административном правонарушении одним из уполномоченных на ее проведение должностных лиц, грубыми нарушениями, влекущими недействительность результатов проведенной проверки, не являются.

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 ноября 2011 г. N Ф04-5672/11 по делу N А46-14663/2010

Арбитражный суд апелляционной инстанции, исходя из положения ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ, пришел к выводу о том, что нарушение, выразившееся в неподписании одним из государственных инспекторов, при наличии подписи другого государственного инспектора, который также осуществлял проверку, не является грубым нарушением и не может служить основанием для отмены результатов проверки.

Судебная коллегия кассационной инстанции, исходя из вышеизложенного толкования норм и установленных по настоящему делу обстоятельств, признаёт законными и обоснованными принятие по настоящему делу арбитражным судом апелляционной инстанции нового решения.

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 октября 2012 г. N Ф09-9445/12 по делу N А60-53631/2011

Судом апелляционной инстанции учтено, что акт проверки подписан участвовавшими в проведении проверки членами рабочей группы, утвержденной приказом управления; при этом факт неподписания акта одним из членов рабочей группы не относится к грубым нарушениям, влекущим в силу ст. 20 Закона N 294-ФЗ недействительность результатов проверки.

1.7. Дата акта проверки указывает на время его составления, а не на окончание проверки

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 апреля 2015 г. N Ф06-22224/13 по делу N А65-13150/2014

Общество ошибочно полагает, что датой и временем завершения проверки являются дата и время оформления акта проверки.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 февраля 2013 г. N Ф06-11627/12 по делу N А12-11018/2012

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 16 Закона N 294-ФЗ дата акта проверки указывает лишь на время его составления, а не на окончание проверки. Из положений п.п. 1, 6 ч. 2 ст. 16, ч.ч. 4, 5 ст. 16 Закона N 294-ФЗ следует, что законодатель различает такие понятия, как “дата вынесения акта проверки” и “окончание проверки”, не смешивая их.

Апелляционное определение СК по административным делам Омского областного суда от 25 марта 2015 г. по делу N 33-1770/2015

Из системного толкования положений ст. 6 Федерального закона N 294-ФЗ не усматривается тождественность даты окончания проведения проверки и даты составления акта проверки.

Таким образом, Федеральный закон N 294-ФЗ не отождествляет дату окончания проверки и дату оформления результатов проверки путем составления акта проверки. Само по себе требование ч. 4 ст.

16 указанного Федерального закона о том, что акт проверки должен оформляться непосредственно после ее завершения, не означает, что нарушение контролирующим органом данного срока влечет за собой вывод о том, что проверка была окончена не в реальную дату ее окончания контролирующим органом, а в дату составления акта проверки.

1.8. Указание в акте проверки более раннего времени его составления, чем время окончания проверки, установленное этим же актом, не влечет недействительности результатов проверки

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июня 2012 г. N Ф04-2611/12 по делу N А46-10562/2011

Из акта проверки следует, что время составления акта и время окончания проверки не совпадают, акт составлен ранее, чем завершилась проверка.

Вместе с тем данное несоответствие не влечет недействительности результатов проверки, так как в ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ содержится исчерпывающий перечень грубых нарушений требований указанного Закона, влекущих недействительность проверки.

Данное нарушение в нем непоименовано.

1.9. Составление акта проверки за пределами рабочего времени не влияет на правильность выводов контрольного (надзорного) органа

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 июля 2010 г. по делу N А12-3959/2010

По мнению заявителя кассационной жалобы, административным органом в нарушение п. 4 ст. 18 Федерального закона N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” акт проверки составлен в 19 час. 10 мин., то есть за пределами рабочего времени.

Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что составление акта проверки за пределами рабочего времени является несущественным нарушением и не могло повлиять на правильность выводов административного органа.

1.10. Статья 16 Федерального закона N 294-ФЗ не предусматривает присутствия понятых при составлении акта проверки

Решение Челябинского областного суда от 26 апреля 2013 г. по делу N 7-295/2013

В ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ установлен порядок оформления результатов проверки. В силу ч. 1 указанной статьи по результатам проверки должностными лицами государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт. Так, по результатам указанной плановой проверки орган пожарного надзора составил акт проверки N 101.

Статья 16 Федерального закона N 294-ФЗ не устанавливает обязанность присутствия понятых при составлении акта проверки и наличия в нем их подписей.

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 января 2013 г. N Ф01-6032/12 по делу N А82-4591/2012

По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт (ч. 6 ст. 54 [Градостроительного] кодекса, ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ). Присутствие понятых при составлении акта указанными нормами не предусмотрено.

1.11. Составление акта проверки не освобождает контрольный (надзорный) орган от сбора в установленном порядке доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие выявленных нарушений

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июля 2014 г. N Ф04-6543/14 по делу N А27-11218/2013

Судами отмечено, что акт проверки является документом, в котором отражаются выявленные нарушения, однако составление акта проверки не освобождает контролирующий орган от сбора в установленном порядке доказательств, которые подтверждают наличие или отсутствие выявленных нарушений, в противном случае акт проверки будет лишь документом, который содержит описание выявленных нарушений, не подтвержденных документально.

1.12. Неполное отражение результатов проверки в акте и подача заявления (рапорта) о ранее выявленных нарушениях с целью повторного проведения проверки противоречат Федеральному закону N 294-ФЗ

Решение Ярославского областного суда от 26 апреля 2013 г. по делу N 2-115/2013

В результате проверки государственным инспектором по пожарному надзору подан рапорт, в котором содержится список выявленных в ходе выездной внеплановой проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности, указание на которые в акте проверки отсутствует.

Анализ норм права, содержащихся в Федеральных законах N 294-ФЗ и N 69-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что все выявленные нарушения установленных требований пожарной безопасности подлежат отражению в акте проверки, по данным нарушениям должностным лицом должны быть приняты меры по их устранению. Неполное отражение результатов проверки в акте и подача заявления о ранее выявленных нарушениях с целью повторного проведения внеплановой выездной проверки юридического лица противоречат порядку организации и проведения проверок органами государственного контроля (надзора). Данные действия по своей сути не направлены на достижение цели обеспечения пожарной безопасности, ведут к повторной проверке исполнения одних и тех же обязательных требований и нарушению прав общественной организации при осуществлении государственного надзора.

2. Представление акта проверки контрольным (надзорным) органом проверяемому лицу

2.1. Если акт проверки получен проверяемым лицом, нарушение порядка его представления само по себе не свидетельствует о неисполнении административным органом обязанности по представлению акта

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 апреля 2013 г. N Ф04-906/13 по делу N А46-25590/2012

Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что по результатам проверки Общества составлен акт, один экземпляр которого направлен в адрес Общества посредством почтовой связи и получен заявителем жалобы.

П. 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ определено, что к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных ч. 4 ст. 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).

Таким образом, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции обоснованно сделал вывод о том, что несоблюдение административным органом порядка вручения акта проверки не свидетельствует о неисполнении административным органом обязанности по вручению акта проверки, а следовательно, не влечет признание результатов проведенной проверки недействительными.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 марта 2015 г. N Ф01-671/15 по делу N А82-5971/2014

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что нарушение Управлением ч. 4 ст. 16 Закона N 294-ФЗ в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 20 данного Закона относится к числу грубых нарушений и является безусловным основанием для признания действий Управления по проведению проверки незаконными, был предметом проверки судов двух инстанций.

Отклоняя доводы заявителя в этой части, суды двух инстанций исходили из того, что заявителем акт проверки с приложением к нему получен, а само по себе нарушение порядка представления проверяемому лицу акта проверки не свидетельствует о неисполнении административным органом обязанности по его представлению, в связи с чем не влечет признание результатов проведенной проверки недействительными.

Из материалов дела следует, что акт проверки не был вручен предпринимателю непосредственно после ее завершения, а был представлен ему позднее.

Имеются судебные решения, противоречащие приведенному выше подходу:

2.2.1 Направление акта проверки в адрес проверяемого лица позже принятия решения, основанного на указанных в акте нарушениях, является грубым нарушением Федерального закона N 294-ФЗ

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 апреля 2015 г. N Ф07-703/15 по делу N А66-9176/2014

Источник: https://base.garant.ru/57591310/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.