Составление протокола об административном

Содержание

Когда составляется протокол об административном правонарушении

Составление протокола об административном

Протокол об административном правонарушении — это главный документ, на основании которого выносится решение по делу. Требования установлены в КоАП РФ. Если протокол составлен с нарушениями или не по форме, его вернут должностному лицу, которое составило бумагу.

В протоколе об административном правонарушении фиксируют факт нарушения закона. Его могут составить только уполномоченные должностные лица. Все они перечислены в КоАП РФ. Далее рассмотрим, кто составляет протокол об административном правонарушении и какие существуют особенности этого документа.

Основания для составления протокола об административном правонарушении

Причинами могут быть:

  • обнаружение факта нарушения закона (если сотрудник не уполномочен сам рассматривать дело об административном правонарушении);
  • обжалование предполагаемым нарушителем его вины;
  • выявление нарушения, которое совершил гражданин, не достигший 18 лет;
  • обнаружение факта нарушения, за которое предусмотрено более жесткое наказание, чем предупреждение, если его совершили сержант, старшина, солдат, матрос, служащие по призыву, или курсант военного вуза до заключения контракта.

Если протокол составлен после назначения наказания, которое обжалует нарушитель, его приобщают к постановлению. Оно может быть оспорено в порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении

Лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении:

  • сотрудники полиции;
  • должностные лица органов контроля за работой НКО, в том числе подразделений международных и зарубежных компаний, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
  • сотрудники налоговой инспекции;
  • сотрудники МЧС;
  • должностные лица Росреестра;
  • должностные лица таможенной службы и органов экспортного контроля;
  • пограничники;
  • работники трудовой инспекции;
  • должностные лица органов социальной защиты;
  • сотрудники Росздравнадзора.

Список лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, довольно объемный. Это те сотрудники, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Отдельно в статье 28.3 дается список должностных лиц, которые вправе только составлять протоколы. Это:

  • члены избирательных комиссий и комиссий на референдумах;
  • члены комиссий по делам несовершеннолетних;
  • инспекторы Счетной палаты;
  • сотрудники внебюджетных фондов РФ — нарушения, связанные с перечислением денег в фонды;
  • сотрудники уголовно-исполнительной системы — нарушения в отношении объектов уголовно-исполнительной системы;
  • должностные лица учреждений, подведомственных Минфину;
  • сотрудники вневедомственной охраны и других организаций, которые подчиняются Росгвардии;
  • должностные лица органов, ответственных за лесную охрану, а также за госпожнадзор;
  • инспекторы по охране окружающей среды;
  • должностные лица «Росатома»;
  • капитаны судов;
  • сотрудники органов, ответственных за охрану животного мира;
  • руководители пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Для рассмотрения протокола об административном правонарушении должен быть соблюден порядок его оформления. Согласно КоАП РФ, сотрудник, составляющий протокол об административном правонарушении, должен объяснить сторонам их права и обязанности. Отметка об этом делается в документе.

Гражданину важно следить за тем, что пишет сотрудник в протоколе. По ходу составления документа он вправе заявлять свои возражения, если уверен, что процедура нарушена.

Гражданина обязательно должны ознакомить с протоколом. Если в совершении правонарушения подозревают юрлицо, с содержанием ознакомляют представителя компании.

Эти лица вправе предоставить свои объяснения и заявить о замечаниях по тексту, их должны приложить к протоколу.

Обратите внимание!Если гражданин или представитель компании не явились к должностному лицу, протокол составляют без них. Копию направляют в течение 3 дней со дня формирования документа.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении составляется сразу же после того, как было выявлено нарушение.

Конкретный срок составления протокола об административном правонарушении в КоАП РФ не назван, сказано лишь, что это должно произойти немедленно после задержания.

Если нужно выяснить обстоятельства дела или информацию о нарушителе, на составление документа отводится максимум 2 суток.

Перечислим сведения, из-за отсутствия которых срок составления могут отложить до 2 дней:

  • отягчающие или смягчающие обстоятельства, невыясненные детали нарушения, наличие у лица необходимых документов (лицензий, сертификатов);
  • сведения о гражданине, включая ФИО, место работы, семейное положение, наличие детей и иждивенцев, размер дохода, привлечение к административной санкции ранее;
  • данные о юрлице — ИНН, адреса, наличие факта постановки на учет, счета в банках и их реквизиты.

По итогам административного расследования также оформляется протокол.

Образец составления протокола об административном правонарушении

При составлении протокола об административном правонарушении используется форма, утвержденная административными регламентами. Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если в производстве участвовали понятые, об этом сообщается в протоколе. Указываются их ФИО, адреса, контакты и данные паспорта.Число понятых должно быть не менее двух. В протоколе также могут быть отражены замечания этих граждан.

Если должностные лица при выявлении нарушения применили специальные средства, их показания также отражаются в документе. Важно прописать наименование техсредства и его номер.

Протокол об административном правонарушении подписывает составивший его сотрудник, а также нарушитель. Если последний отказывается ставить свою подпись, об этом делается отметка в документе.

Обратите внимание!Бывает так, что нужно изложить дополнительные обстоятельства, включение которых в протокол не предусмотрено. В таком случае сотрудник составляет рапорт и излагает там установленные факты.

Например, дорожный полицейский может приложить к делу составленную им схему дорожно-транспортного происшествия. Ее также подписывают и должностное лицо, и нарушитель.

Гражданину под расписку вручают копию акта об административном правонарушении.

Когда не нужен акт об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении не всегда нужен для назначения наказания. Если за нарушение грозит штраф или предупреждение, должностное лицо вправе на месте составить постановление, а копию выдать гражданину.

В этом случае протокол может понадобиться, только если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину. В такой ситуации документ прикладывается к постановлению.

Если правонарушение связано с благоустройством территории или сферой дорожного движения и совершено водителем или хозяином земельного участка, протокол не составляется. Это правило действует для ситуаций, при которых нарушения зафиксированы автоматическими техническими средствами.

Постановление выносят без участия нарушителя. Экземпляры постановления и доказательств направляют по почте или электронными документами в течение 3 дней.

Если нарушение касается налоговой сферы и было выявлено во время проверки автоматизированной системы ФНС, а нарушитель признал вину, протокол не составляется, постановление выносят без участия виновного. Это касается следующих нарушений:

  • работа без кассовой техники;
  • использование несоответствующей требованиям кассовой техники;
  • невыдача покупателю чека.

Резюме

Во время производства по делу об административном нарушении оформляется несколько документов. Один из них — протокол. Форма утверждена в административных регламентах госорганов, чьи должностные лица вправе оформлять эти документы. В каждом протоколе должны быть следующие сведения:

  • дата и место составления;
  • должность и ФИО сотрудника;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • статья КоАП РФ, устанавливающая санкцию;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен с нарушениями и в таком виде направлен в суд, судья отошлет его обратно на доработку.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/pravoved/kogda-sostavliaetsia-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii-5be91b8d0b9cad00aa109989

Составление протокола об административном правонарушении по нормам статьи 28.2 КоАП РФ: образец документа

Составление протокола об административном

Когда лицо совершило административный проступок, уполномоченные лица обязаны составить протокол, который содержит детальную характеристику совершенного противоправного деяния. КоАП содержит требования протокола и базовые условия его составления.

и структура протокола об административном правонарушении

Порядок составления протокола об административном правонарушении содержится в ст. 28.2 КоАП РФ.

Этот важнейший документ для привлечения лица к административной ответственности составляется немедленно после совершения противоправного деяния, но он также может быть составлен в течение 2 суток после него, если требуется дополнительно прояснить обстоятельства происшедшего. Если было вынесено определение о возбуждении административного дела, то протокол составляется по окончании расследования.

Расследование имеет смысл в том случае, если информацию можно получить только экспертным путем или после проведения определенных процессуальных действий, которые занимают определенное время. Такое расследование не может длиться более месяца. В исключительных обстоятельствах этот срок допускается продлить, но не более чем на 6 месяцев.

Основания для составления протокола об административном правонарушении:

  • выявление административного правонарушения;
  • оспаривание правонарушителем административного наказания;
  • выявление правонарушения, совершенного несовершеннолетним (в возрасте от 16 лет).

Протокол об административном правонарушении приобщается к постановлению, которое может быть обжаловано в порядке, прописанном в 30 Главе КоАП.

Протокол об административном правонарушении должен содержать такие сведения:

  1. Дата и место его составления.
  2. Должность составителя, его звание, ФИО сотрудника.
  3. Сведения о лице, совершившем противоправное деяние.
  4. Сведения о потерпевших и свидетелях (если таковые имеются): ФИО, адреса проживания, телефоны.
  5. Место и время совершения деяния, которое противоречит законодательству.
  6. Описание совершенного правонарушения со ссылкой на КоАП, пункты правил дорожного движения, иные правила, нарушение которых имело место.
  7. Иные важные для разрешения дела сведения.

Часть 2 ст. 28.2 КоАП РФ указывает на то, что перечисленные здесь сведения являются обязательными. Их отсутствие делает протокол недействительным.

При участии понятых в производстве об административном правонарушении запись об этом делается в протоколе. Здесь прописываются их ФИО, адрес проживания, телефон и паспортные данные (или сведения об ином документе, удостоверяющем личность).

Понятым может являться любое совершеннолетнее лицо, которое не входит в перечень заинтересованных лиц. Число понятых не должно быть менее двух, замечания каждого из них заносятся в протокол. Если были применены спецсредства, то их показания отражаются в документе с указанием наименования техсредства и его номера.

Порядок составления протокола

Перед тем как составить протокол об административном правонарушении, лицу, в отношении которого возбуждено дело и другим участникам процесса должны быть разъяснены их конституционные права и обязанности. Отметка об этом заносится в протокол.

Если основания для вынесения постановления у сотрудника правоохранительных органов нет, то он должен назначить время и место рассмотрения дела и уведомить об этом правонарушителя и потерпевшего. Это необходимо сделать в течение 15 суток после составления протокола.

Если нарушитель не явится в обозначенное время, то протокол будет составлен в его отсутствие, а в его адрес будет направлена копия документа.

Документ подписывается сотрудником, который его составил, и правонарушителем. Если указанное лицо отказывается от подписания протокола (это его законное право), то об этом делается соответствующая отметка в протоколе.

Письменные ходатайства участников дел об административном правонарушении приобщаются к делу и рассматриваются сотрудниками с учетом их компетенции. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится в виде письменного определения.

Если с ходатайством обратился сам нарушитель, то этот факт может найти отражение в протоколе об административном правонарушении. Нарушитель также может прописать причины несогласия с обстоятельствами, изложенными в протоколе.

Правонарушителю и потерпевшему под расписку вручаются копии протокола. Отказ в выдаче копии документа является незаконным. В любом случае их должны ознакомить с содержанием протокола.

В случае необходимости к протоколу прилагается рапорт составителя и схема происшествия.

В случае необходимости внесения в протокол изменений согласно ст. 28.2 ч.2 КоАП они в обязательном порядке подлежат заверению подписью должностного лица и нарушителя, которые подтверждают факт ознакомления с правками.

Форма протокола утверждена соответствующим Приказом МВД и является приложением к регламенту.

Образец документа: форму протокола об административном правонарушении можно скачать по следующей ссылке.

Стоит отметить, что в некоторых ситуациях допускается не оформлять протокол.

Например, если правонарушение не несет серьезной общественной опасности, и за него предусмотрено наказание в виде штрафа или простого предупреждения. В такой ситуации, согласно ст. 28.

6 КоАП, составлять протокол не требуется, вместо этого выносится постановление, которое вручается нарушителю. Если тот отказывается от получения, то оно направляется ему письмом по почте.

Но если нарушитель не согласен с тем, что он совершил противоправное деяние, то протокол об административном правонарушении нужно оформить и приложить к постановлению.

Таким образом, протокол представляет собой составленный документ, в котором фиксируется факт нарушения закона, и приводится краткая характеристика данного деяния. Правила составления и требования указанного документа прописаны в 28.2 ст. КоАП.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/administrativka/protokol.html

Как правильно составляется протокол об административном правонарушении?

Составление протокола об административном

Различного рода нарушения действующего законодательства приводят к разработке и применению наказаний. Одной из мер воздействия на правонарушителей является штрафная санкция.

Сумму взысканий определяет административная комиссия по результатам рассмотрения протокола, составленного на нарушителя. Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на эти действия лицом.

О том, как правильно составить указанный документ, в какие сроки оформляется процедура и какие необходимо принимать меры, если правонарушитель отказывается от составления протокола, расскажет статья.

Законодательные моменты

Протокол об административном правонарушении составляется на основании правил, закрепленных в Кодексе об административных правонарушениях, в статье под номером 28.2. Данный кодекс закреплен Федеральным законом № 195 от 30 декабря 2001 года. Статья полностью раскрывает, как правильно составляется данный документ и его основную суть.

Что такое административное правонарушение?

Сюда относят все противоправные действия физических или юридических лиц, в результате которых налагается административная ответственность. В виде наказания на нарушителей налагаются штрафные санкции.

Чаще всего мы слышим о таких протоколах во время нарушения правил дорожного движения или в процессе неприменения мер, установленных правилами благоустройства. Законодательство устанавливает широкий спектр нарушений, по результатам которых налагаются штрафные санкции.

Какие сведения содержит документ?

Протокол об административном правонарушении составляется лицом, уполномоченным на это постановлением или распоряжением. Документ должен содержать в себе следующие данные:

  1. Место оформления документа и число его составления (день, месяц, год).
  2. В протоколе полностью указываются инициалы (фамилия, имя и отчество) уполномоченного лица для составления документа и его должность.
  3. Если протокол составляется на физическое лицо, то в нем указываются его данные по паспорту (имя, фамилия, отчество, регистрация и реквизиты документа), а также адрес проживания по факту.
  4. Если протокол составляется на юридическое лицо, то указывается адрес регистрации организации и данные на руководство.
  5. В протоколе прописывается информация о потерпевших, а также свидетелях по данному административному правонарушению, если такие будут присутствовать на месте составления протокола (фамилия, имя, отчество, адреса проживания, паспортные данные и контактные телефоны). В этой строке указанные лица ставят свои подписи.
  6. Документ содержит информацию о сути произошедшего правонарушения. Обязательно указывается дата, время и место совершения противоправного поступка. При этом дата составления протокола и дата совершения административного преступления должны совпадать. Административный протокол составляется по месту совершения правонарушения.
  7. В документе обязательно должна быть указана ссылка на статью административного кодекса, которая была нарушена.
  8. Также в документе имеется строка для объяснений человека или руководителя (представителя) организации, нарушивших законодательно установленные правила. Это обязательное мероприятие, если протокол об административном правонарушении составляется в присутствии нарушителей закона.
  9. В протоколе могут иметься и другие сведения, способствующие полному и всестороннему рассмотрению данного правонарушения по административному делу.

В документе прописаны права для правонарушителей, которые в обязательном порядке зачитываются вслух перед проставлением подписей. Для подтверждения противоправных действий к протоколу могут прилагаться фото- и видеоматериалы, для этого в документе необходимо указать, на какую аппаратуру были записаны данные материалы.

Правила подписания документа об административных правонарушениях

Протокол об административном правонарушении составляется лицом, уполномоченным на составление данных материалов, при этом перед подписанием документа физические или юридические лица в лице их представителей должны быть ознакомлены с составленным протоколом. Если указанные граждане и руководитель (представитель) предприятия или организации будут не согласны с данными протокола, они могут оставить свои разъяснения о несогласии по сути текста. Данные объяснения приобщаются к документу.

Полностью заверенным административный протокол считается в том случае, если все подписи поставлены. При этом протокол содержит подписи не только правонарушителей, но и уполномоченных работников о составлении протокола.

Если нарушившие закон граждане или представители юридического лица не хотят подписывать административный документ, то в нем делается запись о том, что от подписи эти лица отказались.

В этом случае данная запись должна быть заверена подписями двух свидетелей, присутствовавших при отказе.

Составление документа без присутствия правонарушителя

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно на месте выявления противоправных действий, но если вдруг нарушившего закон гражданина или руководителя юридического лица не оказывается на месте составления материалов, то уполномоченное лицо вправе оформить документ без присутствия виновных лиц.

Если административный протокол составлен в присутствии правонарушителя, то ему вручается копия данного документа, при этом в нём делается отметка о том, что копия протокола была вручена, и ставится подпись нарушителя. Копия документа также направляется потерпевшим лицам, если таковые имеются.

Где составляется протокол об административном правонарушении, если ответчик по делу отсутствует? Уполномоченное на составление административных протоколов лицо вправе составить документ в месте, указанном в уведомлении, направленном нарушителю. Если ответчик не прибыл на место составления документа, то копия протокола направляется заказным письмом с уведомлением ему по почте.

Законодательно на эту процедуру отведено три дня. При этом если гражданин получил данное письмо, о чём свидетельствует его подпись в уведомлении, то дело можно передавать на рассмотрение в административную комиссию, по результатам которой назначается определенное наказание в виде штрафа или предупреждения.

Сроки составления документа по административному правонарушению

Сроки составления документов по административному делу делятся на три группы. Всё зависит от произошедшей ситуации. Протокол административного правонарушения составляется либо в день совершения преступления, либо в течение двух дней или же после проведения административного расследования.

Если у уполномоченного на составление данного документа лица на момент обнаружения противоправных действий имеются все необходимые для заполнения бланка сведения, а также составление протокола проводится в присутствии правонарушителя, то протокол составляется незамедлительно.

Если для составления документа отсутствует какая-либо информация, то законодательно закреплено, что протокол об административном правонарушении составляется в срок до двух дней с момента выявленного нарушения. Во время проведения административного расследования протокол составляется по итогам данного мероприятия.

Когда проводят административное расследование?

Это расследование проводят только в том случае, когда необходимую информацию для составления документа можно получить в результате проведения соответствующих процедур и экспертиз, которые могут занять много времени.

Законодательно закреплено, что в процессе данного расследования протокол об административном правонарушении составляется в течение 30 дней.

Конечно, существуют ситуации, в результате которых срок проведения административного расследования можно продлить. Эти возможности раскрыты в пункте пятом статьи 28.7 административного кодекса Российской Федерации.

При этом оговорено, что время составления протокола об административном правонарушении может продлиться на срок до полугода.

Как правильно составляется протокол об административном правонарушении? Единого бланка для составления этого документа по всем административным правонарушениям не существует. Каждый государственный или муниципальный орган имеет свои разработанные образцы. Однако по содержанию информации эти протоколы не отличаются.

В самом верху страницы, по ее центру, прописывается название документа. Ниже, в правом углу, указывается место составления протокола, а в левом углу – дата его оформления. Рядом с названием проставляется номер по порядку. Это необходимо для дальнейшей регистрации документа в журнале составления протоколов.

https://www.youtube.com/watch?v=anWqoaqr2P8

Далее записываются данные о должности, фамилии, имени и отчестве сотрудника или специалиста, направленного для составления данного документа. Ниже указывается информация о гражданине-правонарушителе.

При заполнении сведений на физическое лицо указывают полностью фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес не только места регистрации, но и места проживания по факту, сведения о работе, о семейном положении, о среднем заработке, месте работы, образовании, указывается телефон.

Кроме того, в протоколе приводится информация о том, есть ли у данного гражданина подопечные лица.

Если протокол составляется на юридическое лицо, то в обязательном порядке указывается почтовый и юридический адрес организации, ее государственный регистрационный номер, инициалы руководителя или представителя данного юридического лица.

При этом для представителей также указываются реквизиты документа, удостоверяющего данное их положение.

Обычно в качестве представителя указывается руководство данной организации, а в качестве документа используют приказ, постановление или распоряжение о вступлении в должность данных граждан.

Основное полотно документа отводится на описание сути произошедшего правонарушения.

Если необходимо для составления документа наличие двух свидетелей, то ниже вписываются их инициалы, паспортные данные, места их проживания и номера телефонов.

Ниже отводится место для внесения объяснений от правонарушителя. В некоторых случаях данные разъяснения могут быть написаны отдельно и приобщены к протоколу.

Далее идет информация о подписях. В том месте, где указана информация о том, что правонарушитель отказывается от объяснений, ставятся подписи двух свидетелей и пишется, что от подписи гражданин или представитель юридического лица отказывается.

В конце документа размещается информация о том, что копия протокола вручена ответчику, при этом данную информацию он должен заверить своей подписью.

Если же он отказался от передачи ему второго экземпляра протокола, то в данной графе двое свидетелей пишут о том, что он не взял копию протокола, и ставят свои подписи.

Также здесь указывается дата вручения этого документа, если правонарушитель не отказался от вручения ему второго экземпляра.

Примерный бланк административного документа можно посмотреть на фото ниже.

Какие ошибки могут допускать уполномоченные лица при составлении протокола?

Протокол об административном правонарушении составляется уполномоченным на это лицом, которое, как и любые люди, может совершать ошибки при составлении документов.

Их при составлении административного протокола можно разделить на значительные и незначительные.

Существенным является то, что данный административный документ должен быть заполнен полностью, в него должна быть внесена вся информация, которая прописывалась выше.

Протокол составляется на месте административного правонарушения. В обязательном порядке, если протокол составлялся в присутствии правонарушителя, в нем должна стоять подпись ответчика о том, что он был ознакомлен со своими правами.

Если административный протокол был составлен в отсутствие правонарушителя и при этом ему не была сообщена должным образом информация о том, что протокол на него составлен, то эти действия будут являться противоправными вплоть до отмены данного протокола и прекращения производства по данному делу.

Не допускаются любые исправления в протоколе. Если же таковые имеются, то они должны быть заверены подписью уполномоченного на составление протокола лица и подписью нарушителя, который удостоверяет, что он видел данное исправление и с ним согласен.

К незначительным ошибкам можно отнести то, что в протоколе отсутствуют некоторые информационные моменты, которые будут разобраны на административной комиссии. Также к незначительным нарушениям относят составление документов в отсутствие ответчика, но только в том случае, если он будет уведомлен в установленные законом сроки о составлении на него данного документа.

Лицо, уполномоченное на составление протокола, должно заранее уведомить правонарушителя о дате и месте составления административного документа. Если правонарушитель без уважительной причины не явился на место составления протокола, то это также не будет являться существенной ошибкой в составлении его.

Незначительными ошибками являются и орфографические неточности в оформлении информации, исключением, конечно же, является написание фамилии, имени и отчества. Здесь орфографические ошибки недопустимы.

Всегда ли составляется протокол об административном правонарушении?

Иногда при совершении противоправного деяния протокол может и не составляться. Это происходит в том случае, если данное нарушение не несет за собой опасности для общества и если это противоправное действие не предусматривает наказание в виде штрафа.

Кодексом об административных правонарушениях закреплено, что протокол не составляется в том случае, если сразу на месте выявления нарушения назначается штраф или выписывается предупреждение. При этом следует выносить постановление по делу об административном нарушении.

Один экземпляр постановления отдается на руки нарушителю сразу на месте. Если он отказывается от его принятия, то данный документ направляется по почте заказным письмом с уведомлением.

В случае несогласия нарушителя с данным постановлением протокол всё-таки следует составить и приложить к вынесенному постановлению.

Протокол об административном правонарушении составляется на всех нарушителей законодательства, чьи действия подпадают под статьи со штрафными санкциями. В других случаях уполномоченными лицами государственных и муниципальных органов власти выдаются предупреждения.

Источник: https://FB.ru/article/354791/kak-pravilno-sostavlyaetsya-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii

Составление протокола об административном правонарушении – срок, порядок, уведомление, место где составляется нарушение, время, понятые

Составление протокола об административном

Если протокол был составлен лицом, не имеющим достаточных полномочий для этого, то документ попросту признается недействительным – данный момент рекомендуется отслеживать самому нарушителю, так как в дальнейшем он может стать решающим при вынесении решения суда.

Но, любой сотрудник правоохранительных структур при выяснении факта правонарушения может зафиксировать его в рапорте, который впоследствии будет передан лицам, обладающим достаточными полномочиями.

Кто именно будет заниматься делом – во многом зависит от характеристики ситуации.

При несоблюдении правил дорожного движения за составление документа отвечает инспектор ГИБДД, который обычно имеется на каждом посту.

Порядок и правила оформления в 2020 году

Каждый год привносит новые корректировки в процессуальные нормы, поэтому важно знать актуальные в 2020 году требования к порядку и правилам оформления.

Основания

В качестве причин, принятых законом достаточными, выделяют:

  • выявление уполномоченными лицами фактов несоблюдения норм закона;
  • поступление от правоохранительных структур, государственных служб и общественных учреждений сведений, подтверждающих совершение правонарушения;
  • регистрация ситуации с игнорированием положений законодательной системы на участках дорожного движения с применением средств фото- и видеофиксации.

Могут быть использованы в качестве основания соответствующие сообщения от обычных граждан, в которых содержится указание на нарушение.

Не редкость, когда владельцы транспортных средств получают уведомление об оформлении протокола по совершенному правонарушению в регионе, отличающимся от региона проживания.

Не имея возможности задерживаться на долгий период в субъекте РФ, где был составлен документ, нарушитель может ходатайствовать о переносе рассмотрения дела по месту жительства – отказать ему в этом уполномоченные лица не имеют права.

Понятые

Присутствие понятых при составлении протокола не является обязательным.Но нарушитель может настоять на этом.

В таком случае количество свидетелей должно быть не менее двух. В документе указываются их персональные сведения и замечания (при наличии).

В качестве понятого может выступать любое совершеннолетнее лицо, не заинтересованное в результате дела.

Уведомление (извещение)

Порядок извещения уточнен в ст. 25.15. КоАП РФ.

Согласно данной статье, уведомление должно быть направлено лицам, принимающим участие в деле об административном правонарушении, в установленные сроки с использованием:

  • повестки с уведомлением о вручении;
  • заказного письма с уведомлением о вручении;
  • телеграммы;
  • телефонограммы;
  • иных вариантов, обеспечивающих возможность фиксации факта получения нарушителем извещения.

Если участником процесса будет доказан факт об отсутствии уведомления, все претензии со стороны ответственных структур в отношении гражданина могут быть сняты.

Регламент привлечения к ответственности

Строгое следование регламенту – основная задача уполномоченных структур.

Не все лица обеспечивают соблюдение установленных норм, поэтому гражданину важно знать их – лишь это поможет в полной мере защитить собственные права и интересы.

В отсутствии лица

В случае отсутствия лица, по которому был выявлен факт совершения административного правонарушения, законом допускается оформление протокола.

Копия документа должна быть направлена нарушителю в течение трех дней с даты оформления.

Сейчас это особенно актуально, учитывая все большее распространение средств автоматической фото- и видеофиксации.

Что дальше после выявления проступка

При установлении факта правонарушения может быть несколько вариантов дальнейших событий:

  • у нарушителя нет претензий , он несет положенную ответственность;
  • у нарушителя имеются претензии, проводятся дополнительные мероприятия, вопрос решается либо специальной комиссией, либо в суде;
  • суд принял решение о назначении наказания, но нарушитель не согласен с постановлением, происходит обжалование в вышестоящих инстанциях с проведением дополнительных мероприятий.

Во многом развитие ситуации зависит от индивидуальных обстоятельств – наличие отягчающих или облегчающих позиций может стать элементом, существенно влияющим на итоговый результат рассмотрения дела.

Время является ключевым фактором в обеспечении соблюдения норм закона – игнорирование установленных периодов предоставляет нарушителю право избежать наказания.

Статья 28.5

Ст. 28.5 КоАП РФ уточняет сроки составления:

НезамедлительноПосле установления факта правонарушения
В течение 2 сутокПри возникновении необходимости уточнения отдельных обстоятельств
В течение нескольких месяцевПри возникновении необходимости проведения административного расследования

Последняя позиция дополнительно рассматривается в ст. 27.7 КоАП РФ.

Незамедлительное

Протокол должен быть составлен незамедлительно, если должностное лицо обладает всеми сведениями и материалами, которые подтверждают факт совершения правонарушения и могут быть использованы для доказательства реальной ситуации.

Когда требуется время

Оформление документа может быть оттянуто по времени на срок до 2 суток, если возникла необходимость в уточнении информации такого характера:

  • смягчающие, отягчающие обстоятельства или позиции, подтверждающие малую значимость нарушения;
  • персональные сведения о правонарушителе (физическом лице): паспортные реквизиты, ФИО, место работы, должность, место прописки и фактического проживания, семейное положение, наличие иждивенцев и т.п.;
  • персональная информация о нарушителе (юридическом лице):  ИНН, ОКПО, наименование учреждения, фактический и юридический адрес.

Установленный период обусловлен временными затратами на направление запросов в уполномоченные структуры для выяснения вышеперечисленных позиций.

В отдельных ситуациях допускается административное задержание нарушителя до выявления обстоятельств.

Срок составления может быть растянут до 6 месяцев, если возникла необходимость в реализации процедуры предварительного расследования.

Для этого подается ходатайство о продлении стандартного периода.

Образец документа

протокола об административно правонарушении:

  • дата и место составления;
  • персональные сведения уполномоченного лица, ответственного за оформление;
  • личные сведения виновного гражданина;
  • персональные сведения свидетелей;
  • краткая, но информативная характеристика административного правонарушения;
  • статьи закона, по которым виновный может быть привлечен к ответственности;
  • объяснения виновного;
  • опись материалов;
  • отметка о разъяснении прав и выдаче копий;
  • подписи сторон.

Стандартно каждый уполномоченный сотрудник имеет бланк с соответствующими позициями, поэтому проблем с оформлением возникнуть не должно.

Процедура подписания и вручение

В протоколе должны содержаться подписи двух лиц: составителя и виновного.

После этого копия документа под расписку передается нарушителю и пострадавшему.

Требования

При оформлении должны быть соблюдены все критерии КоАП РФ. Основные требования:

  • соблюдение процессуальных норм (разъяснение прав, следование срокам, допущение свидетелей и понятых);
  • отсутствие помарок, делающих невозможным прочесть содержание документа;
  • отсутствие ошибок в персональных сведениях сторон и свидетелей.

Каждый уполномоченный сотрудник обязан знать их. Не будет лишним иметь актуальную информацию и простым гражданам.

Нарушения

При оформлении важное значение имеют сроки составления.

Если уполномоченными лицами они не были соблюдены, гражданин может избежать назначения наказания, так как произошло нарушение установленного законом процессуального порядка.

Обращение с жалобой

Ключевая обязанность прокуратуры – обеспечение надзора за деятельностью правоохранительных структур, в том числе ГИБДД, суда и полиции.

Обращение с жалобой о неправильном составлении протокола об административном нарушении необходимо направить в данный орган в максимально краткие сроки – до того, как материалы дела будут переданы в суд. 

Если ответа не последовало, а повестка уже была получена, то на заседании потребуется повторно выразить свою претензию, уточнив момент с отсутствием реакции со стороны прокуратуры.

В расчет принимаются исключительно письменные заявления – устные просьбы никакого результата не принесут.

Ошибки

Правильность составления должна быть соблюдена – в противном случае документ будет признан недействительным.

К примеру, если произошло оформление в отсутствии виновного, то данный момент признается явным нарушением законных прав гражданина.

В расчет не берутся ошибки, которые не препятствуют дальнейшему рассмотрению дела. То есть орфографические недочеты не могут быть признаны существенными.

Исключения: написание фамилии и имени гражданина.

Время давности

Срок давности по административным правонарушениям приравнивается к периоду в 2 месяца – если дело не было направлено в судебные инстанции, в 3 месяца – если он было передано в суд.[highlight]желтая полоска

В случае с нарушением ПДД временной промежуток увеличивается до 12 месяцев.

Возбуждение дела

Дело признается открытым, если:

  • оформлен протокол на месте происшествия;
  • составлен акт о необходимости применения дел по данному правонарушению;
  • прокуратурой вынесено постановление о возбуждение дела по факту несоблюдения норм закона;
  • уточнено определение об открытии с учетом необходимости проведения дополнительных мероприятий по расследованию.

Если после предоставления всех подтверждающих материалов в возбуждении дела было отказано, уполномоченное лицо должно мотивировать свое решение в письменной форме, направив его подателю заявления.

Обжалование решения постановления суда

В случае несогласия с результатами рассмотрения судом факта о нарушении положений административного кодекса, можно подать претензию в вышестоящую инстанцию.

Источник: http://pravoznay.ru/sostavlenie-protokola-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.