Прокат произведения это

Статья 1270. Исключительное право на произведение

Прокат произведения это

1.

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

[attention type=red]
7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю.
[/attention]

При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.

При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

8.1) ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).

Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

[attention type=green]
11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
[/attention]

3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.

4. Правила подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

Источник: http://stGKRF.ru/1270

§ 6.11. Право на прокат

Прокат произведения это

Автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать прокат оригинала или экземпляров произведения.

Прокат книг известен давно, однако международные нормы проката компьютерных программ, кинематографических произведений и фонограмм были впервые сформулированы только в Директиве Европейского Союза «О правах на

Права авторов     273

прокат и на предоставление во временное пользование-и некоторых правах, связанных с авторским правом в области интеллектуальной собственности»1. Соглашение ТРИПС подтвердило право на прокат на международном уровне. В соответствии с этими нормами коммерческий прокат возможен только с разрешения правообладателя.

Без разрешения правообладателя возможен прокат кинематографических произведений только тогда, когда такой прокат не повлек широкомасштабного копирования таких произведений.

Прокат компьютерных программ и фонограмм без разрешения правообладателя возможен только в том случае, если они не являются основным объектом проката.

В соответствии с Договором ВОИС по авторскому праву авторы компьютерных программ, кинематографических и воплощенных в фонограммах произведений пользуются исключительным правом разрешать коммерческий прокат для публики своих произведений. Таким образом, Договор ВОИС по авторскому праву подтвердил нормы Соглашения ТРИПС.

Право на прокат на территории стран СНГ было впервые введено в Законе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года, в котором прокат определен как предоставление экземпляра произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной выгоды (ст.

4), а само право на прокат стало частью или формой права на распространение. Отдельное право на прокат фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, было предоставлено исполнителю и производителю фонограммы.

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 года права на прокат не содержал, однако в одном из законодательных актов2 предусматривалась сдача

1              Council   Directive 92/100/EEC  of   19   November   1992     «On   Rental

Right and Lending Right and On Certain Rights Related to Copyright

in  the Field of Intellectual  Property».

2              Об управлении имущественными правами авторов на коллективной

основе   и   минимальных  ставках  авторского  вознаграждения  за   ис

пользование некоторых произведений литературы и искусства. Поста

новление Совета Министров Республики Беларусь от 8 мая 1997 года

№ 452/Собрание декретов, указов Президента и постановлений Пра

вительства  Республики  Беларусь.   1997.  №   14.  Ст. 517;  Рэспубл1ка.

1997. 21  м.ая. №  104.

274          Глава 6

экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) во временное пользование, т.е. по существу прокат признавался.

В Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 11 августа 1998 года право на прокат сформулировано в соответствии с международными нормами: «автору в отношении его произведения или иному обладателю авторских прав принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: …

прокат оригиналов или экземпляров компьютерных программ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры указанных произведений; данное право не применяется в отношении компьютерных программ, если сама программа не является основным объектом проката, и в отношении аудиовизуальных произведений, если только их прокат не приводит к широкому копированию таких произведений, наносящему существенный ущерб исключительному праву на воспроизведение»1 (п. 1 ст. 16). С другой стороны, исполнителю предоставлено право на прокат оригинала или экземпляров записанного на фонограмму исполнения, а производителю фонограммы — оригинала или экземпляров фонограммы.

Следует особо подчеркнуть, что Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» предоставляет автору или иному правообладателю право на прокат не любых произведений, даже если такой прокат осуществляется в коммерческих целях. Право на прокат относится к пяти видам произведений:

компьютерные программы;

базы данных;

аудиовизуальные произведения;

нотные тексты музыкальных произведений;

произведения, воплощенные в фонограммах.

1 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1998. № 31-32. Ст. 472.

Права авторов     275

Анализ международных и национальных норм позволяет установить ряд важных особенностей проката некоторых видов произведений.

Во-первых, право на прокат произведений принадлежит автору или иному правообладателю независимо от принадлежности права собственности на оригинал или экземпляры произведения.

Во-вторых, право на прокат произведений принадлежит автору или иному правообладателю даже после распространения экземпляров произведений, осуществленного автором или по его разрешению иными лицами.

В-третьих, экземпляры и оригинал и экземпляры, будучи предметом права на прокат, относятся исключительно к зафиксированным объектам, которые могут быть выпущены в обращение в виде материальных предметов.

В-четвертых, любая страна, в которой на 15 апреля 1994 г. действовала и продолжает действовать система справедливого вознаграждения авторов за прокат экземпляров, воплощенных в фонограммах произведений, может сохранить эту систему при условии, что коммерческий прокат таких произведений не наносит существенного ущерба исключительному праву автора на воспроизведение.

В странах СНГ специальная система проката воплощенных в фонограммах произведений не сложилась, поэтому любой коммерческий прокат воплощенных в фонограммах произведений должен обеспечивать выплату справедливого вознаграждения авторам за прокат таких произведений.

В-пятых, право на прокат компьютерных программ и аудиовизуальных произведений не применяется только в том случае, если:

компьютерная   программа   не  является  основным

объектом проката;

прокат аудиовизуальных произведений не приводит к

их широкому копированию.

276          .               .               Глава 6

Эти ограничения на право проката компьютерных программ и аудиовизуальных произведений введены потому, что прокат таких произведений может не наносить существенного ущерба имущественному праву на воспроизведение.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_781_chapter_69__6.11._Pravo_na_prokat.html

Прокат оригинала или экземпляра произведения // Проблемы практической реализации правомочия

Прокат произведения это

Доброго времени суток!

В продолжение серии статей посвященных правам авторов произведений науки, литературы и искусства, хотелось бы поговорить о таком праве как «прокат оригинала или экземпляра произведения».

Немного теории

Сдача в прокат – это предоставление оригинала или экземпляров произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды.

Поскольку данный способ использования произведений предоставляет дополнительную возможность получения дохода от использования произведений, он согласно мировой практике относится к числу самостоятельных авторских правомочий, не покрываемых другими авторскими правами.

Вместе с тем право на прокат не действует в отношении программы для ЭВМ, если только такая программа является основным объектом проката.

Интересно проследить эволюцию законодательства по данному вопросу.

Так, согласно утратившему силу закону «Об авторском праве и смежных правах» право сдачи произведения в прокат входило в правомочие распространения произведения и содержало правило о том, что распространение экземпляров авторского произведения, правомерно введенных в гражданский оборот, допускается без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. В той же статье уточнялось, что право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

В части четвертой ГК РФ правомочие по сдаче в прокат оригинала или экземпляра произведения является самостоятельным правомочием и выделено из права на распространение произведения.

Следовательно, поскольку прокат произведения является самостоятельным способом использования произведения, приобретение любого материального носителя произведения не дает собственнику права сдавать его в прокат без согласия правообладателя и выплаты ему вознаграждения.

Очевидно, что данный подход законодателя определенно позволил сократить число дискуссий касаемо данного вопроса.

Что касается практической реализации данного правомочия, то на практике прокат экземпляров произведения часто носит завуалированный характер.

В подобных случаях о наличии отношений по сдаче в прокат экземпляров произведения можно судить лишь по косвенным доказательствам — с учетом особенностей исполнения спорных договоров и размера произведенной оплаты за экземпляры произведения.

В октябре 2011 г. одно из таких дел стало предметом рассмотрения Президиума ВАС РФ.

ЗАО «А» обратилось в суд с иском к ЗАО «Б» о взыскании  компенсации за нарушение авторских прав. Как следует из материалов дела, ответчик через принадлежащий ему магазин распространял программы для ЭВМ, исключительные права на которые принадлежат истцу.

При продаже экземпляра программы ЗАО «Б» вместе с кассовым чеком выдавало покупателю талон, предоставляющий право в течение неопределенного времени обменять диск на любой другой (за дополнительную оплату), а после совершения пяти обменов — право на получение одного диска бесплатно.

Истец, полагая, что данные действия ответчика нарушают исключительное право ЗАО «А» на сдачу программ в прокат, обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик против иска возражал со ссылкой на то, что осуществлял лишь продажу и обмен экземпляров программ, договоры проката с покупателями не заключал.

Решениями судов нижестоящих инстанций в удовлетворении иска отказано, однако президиум ВАС РФ, изучив доводы истца, пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В данной ситуации, как мы видим, отношения, сложившиеся у ответчика с потребителями, свидетельствуют о том, что последние приобретали не только право собственности на экземпляр программы для ЭВМ, но и право на использование программы путем ее записи в память ЭВМ. В свою очередь, ЗАО «Б» получало возможность повторно продать, по сути, передать во временное пользование, этот же экземпляр новому покупателю.

По своему экономическому и правовому содержанию обязательства общества, изложенные в так называемом гарантийном талоне, сводились к коммерческому прокату программ для ЭВМ. Данный прокат приводит к широкому копированию произведений, что наносит ущерб исключительному праву на воспроизведение.

Таким образом, действия ответчика представляли собой самостоятельный способ использования объекта авторских прав (сдачу в прокат) и привели к нарушению исключительных прав истца на программы для ЭВМ.

Что же касается ситуации, когда программа для ЭВМ является основным объектом проката, то следует отметить, что в настоящее время достаточно широко распространены программы для ЭВМ прикладного, вспомогательного характера, без которых, например, не могут функционировать многие бытовые приборы, технические средства или материальные носители с записями аудиовизуальных и иных произведений. На практике, применение требования о получении у правообладателя разрешения на прокат таких программ, явно необоснованно затруднило бы отношения, связанные с прокатом соответствующих бытовых приборов, технических средств или материальных носителей. В связи с этим в п. 4 ст. 1270 ГК введено правило, соответствующее п. 2 ст. 7 Договора ВОИС по авторскому праву и ст. 11 Соглашения ТРИПС. Согласно этому правилу требования пп. 5 п. 2 ст. 1270 ГК не применяются в отношении программ для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

Источник: https://zakon.ru/blog/2014/4/10/prokat_originala_ili_ekzemplyara_proizvedeniya__problemy_prakticheskoj_realizacii_pravomochiya

Статья 1270. ГК РФ Исключительное право на произведение | ГАРАНТ

Прокат произведения это

Статья 1270. Исключительное право на произведение

1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

2. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением. Не считается воспроизведением краткосрочная запись произведения, которая носит временный или случайный характер и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование произведения либо осуществляемую информационным посредником между третьими лицами передачу произведения в информационно-телекоммуникационной сети, при условии, что такая запись не имеет самостоятельного экономического значения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

[attention type=red]
7) сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю.
[/attention]

При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.

При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;

8) сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

8.1) ретрансляция, то есть прием и одновременное сообщение в эфир (в том числе через спутник) или по кабелю полной и неизменной радио- или телепередачи либо ее существенной части, сообщаемой в эфир или по кабелю организацией эфирного или кабельного вещания;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного).

Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

[attention type=green]
11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
[/attention]

3. Практическое применение положений, составляющих содержание произведения, в том числе положений, представляющих собой техническое, экономическое, организационное или иное решение, не является использованием произведения применительно к правилам настоящей главы, за исключением использования, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2 настоящей статьи.

4. Правила подпункта 5 пункта 2 настоящей статьи не применяются в отношении программы для ЭВМ, за исключением случая, когда такая программа является основным объектом проката.

Источник: https://base.garant.ru/10164072/e782233adeb5add702240ae3eff12003/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.