Описание характеристика

Содержание

Тип речи описание – понятие, характерные особенности, примеры

Описание характеристика

В данной статье мы рассмотрим описание как тип речи.

От того, какую задачу ставит перед собой автор будет зависеть общая конструкция текста или речи. Абсолютно по-разному можно описать осеннюю погоду, запах леса, поведение человека или событие, произошедшее на прошлой неделе.

Многие столетия формировались функционально-смысловые типы речи (схемы и структуры) для того, чтобы в современном мире рассказчику было проще выстроить свое повествование. Так появились описание, повествование и рассуждение.

Описание как функционально-смысловой тип речи

Под описанием понимается такой тип речи, когда указываются постоянные или временные качества какого-либо явления, предмета, живого существа, места, природы, состояния человека и прочего. Описание является статичным и действие не развивается. Употребляется как настоящем времени, так и в прошедшем и будущем.

Цель типа речи описание – создать наиболее полное представление о рассказываемом объекте. Используются простые предложения, преимущественно с однородными членами.

Применяются существительные, прилагательные и наречия. Допускается использования глаголов, но только несовершенного вида прошедшего или настоящего времени. Нередко описание дополняется синонимами (согласованными и несогласованными).

Описание может быть объективном, при котором рассказчик указывает качества объекта и не говорит о своем отношении к нему, а так же субъективным – автор делится своим мнением о предмете посредством речевых оборотов.

Композиция описания

Композиция описания состоит из трех частей:

  • зачин (задается предмет описания и создается общее представление о нем);
  • основная часть (перечисляются качества, начиная с наиболее значимых);
  • концовка (автор подводит итог и высказывает свое отношение к предмету описания).

Главное в композиции, чтобы присутствовало единство представления и взглядов на объект, а так же логическая последовательность при его описании.

Особенности языкового оформления описания

  • Лексические единицы. Сюда относится всевозможная лексика тематических групп, обозначающая названия предметов и фразеологизмы.
  • Морфологические средства. Допускаются разные части речи, но важнее всех являются существительные, прилагательные и глаголы несовершенного вида прошедшего или настоящего времени.
  • Синтаксические единицы. Возможность перечисления, то есть предложения с однородными членами и сложные предложения. Применимы конструкции текста с параллельными видами связи.

Разновидности текста с описанием

  • Фактографическое описание.

Чаще применимы в научной и технической сфере, в инженерном деле, инструкциях и руководствах, а так же в справочниках. Знаковым отличием является точность, полнота и отсутствие эмоциональной оценки.

Композиция построения обычно имеет следующий вид:

  1. Общее назначение объекта (функция).
  2. Его составные части и их назначение.

Присутствуют эмоциональные, эстетические и художественные элементы. Существует ряд правил при составлении текста:

  1. Объект представляется отдельно, выделяется.
  2. Указываются его характерные свойства, которые не только интересны для автора, но и заинтересуют адресата.

При составлении творческого описания акцент делается на интересной детали объекта. Так же происходит поиск яркого сравнения для создания точного образа. Повествование дополняется личным мнением рассказчика и его отношением к предмету описания.

Типичная структура построения начинается с указания общей картины (указывается время, место и прочее), далее рассказ акцентируется на объекте и предоставляются его характеристики. Для придания яркого и эмоционального образа достаточно сохранять динамику описания.

Пример текста описания

  • Примеры фактографического описания.
  1. Холодильник “Снежинка” предназначен для хранения скоропортящихся продуктов питания и для поддержания их свежести (функция). Он состоит из одной общей камеры, включающей в себя два отсека для хранения свежих фруктов и овощей, полок и морозильника (составные части и их функции).
  2. Подорожник большой.

    Травянистое растение с крупными листьями (общее описание). Имеет короткое вертикальное корневище и многочисленные нитевидные корни. Листья большие и длинночерешковые, образующие прикорневую розетку (состав). Они применяются при ранении, ушибах и ожогах (назначение).

  3. Барсук – крупное животное, достигающее 1 метра в длину и имеющее серебристо-серый окрас (общее описание).

    Между глазами и ушами располагается черная полоса. Имеет крепкие лапы с острыми когтями (части и их описания). Этими лапами он роет норы, выкапывает корешки и обороняется (назначение частей).

  • Примеры творческого описания.
  1. Предмет. Мария приметила на кухонном столе крупное яблоко.

    Оно было очень аппетитным, и солнечные блики играли на его красном боку. Приблизившись к нему, она заметила небольшую дырочку около сухого черенка, которую сделал червячок.

  2. Человек. В комнату зашел незнакомый никому мужчина. Он был невысокого роста, а его взъерошенные рыжие волосы выглядывали из-под шляпы. Внимание многих привлекло его помятое пальто.

    На вид ему было лет 30, но седина в бороде добавляла ему возраста.

  3. Место. Сегодня утром мы с братом впервые этой весной выехали на велосипедах. Наш путь лежал до небольшого озера городом. Добравшись туда мы ахнули от той красоты, что царила вокруг. День только зарождался.

    Утренняя роса еще не успела покинуть юную зелень полей, а густой туман поднимался от кристально чистой воды. Птицы приятно пели в высоких кронах деревьях, а наши сердца замирали, чтобы их не спугнуть.

  4. Состояние человека. Поздним вечером меня охватила неожиданная тревога. Тело начало трясти и поднялась высокая температура. Со мной давно такого не случалось.

    Пришлось отложить дела и лечь в кровать.

Самое главное при использовании данного типа речи – это умение выделить те свойства объектов, которые привлекут адресата, сделают повествование полным и точным.

А после применять эти свойства как основу во всем рассказе о предмете. При построении описания рекомендуется избегать лишней детализации, повторов и несуществующих качеств объекта.

Источник: https://logoprav.ru/o-rechi/tip-rechi-opisanie

Описание как функционально-смысловой тип речи

Описание характеристика

Текст без описания подобен человеку без всех органов чувств: жизнеспособен, но неполноценен. И даже если писатель тяготеет к повествовательной прозе, ему все равно приходится описывать. Поэтому автору, осваивающему теорию литературы, просто жизненно необходимо получить исчерпывающие сведения об описании и узнать, каким оно бывает. 

Материал подготовлен по работе: А.В. Валл, В.И. Конько, О.В.Неупокоева «Функциональные типы речи»

Наиболее развито описание в художественной литературе. Удельный вес описания в текстах зависит от индивидуальных особенностей стиля писателя. Например, проза А.С.Пушкина в целом носит повествовательный характер, проза М.Ю.

Лермонтова характеризуется наличием обширных, развитых и легко вычленимых в тексте описательных отрывков. В редких случаях описание может занимать весь текст произведения. Например, речевая структура рассказа И.С.

Тургенева «Лес и степь» практически целиком строится на основе описания

Разработка описания в художественной литературе ведется в разных направлениях, вырабатывается специфика описания разнообразных составляющих внешнего мира.

Формируются такие устойчивые типы описания, как описание персонажа в нескольких его разновидностях (портрет, характеристика, описание внутреннего мира), описание природы (пейзаж, состояния и явления природы), описание жилища (интерьер, внешний вид жилища) и т.п.

Предметное описание имеет целью изобразить фрагмент вещного мира, с которым так или иначе связаны события, представленные в тексте.

С точки зрения характера содержания и лексико-грамматических свойств выделяют две разновидности описания:

1. описания, сформированное предложениями с описательным строем,

2. описания, сформированное предложениями с повествовательным строем.

 Описание, в основе которого ‑ предложения с описательным строем:

На тахте сидела бледная девушка, рядом с ней стоял высокий мужчина с двумя кинжалами.

В предложениях описательного строя конечную позицию занимает подлежащее (то есть подлежащее стоит после сказуемого). Это очень важно для смыслового строения текста.

Конечная позиция предложения наиболее значима, поэтому происходит актуализация значений существительных — всего состава подлежащих (в нашем примере — бледная девушка, высокий мужчина с двумя кинжалами). Такое описание статично, в нем подчеркивается пространственное расположение предметов.

Роль глагола в таких предложениях сводится к построению грамматической структуры, его значение ослаблено. Такие предложения легко преобразовать в безглагольные: на тахте бледная девушка, рядом с ней высокий мужчина с двумя кинжалами.

 Описание, в основе которого – предложения с повествовательным строем:

Самовар, стоящий на столе возле простенка, бурлил, клокотал, зеркальце, висевшее над столом, подернулось налетом белого пара (И.Бунин)

Главной особенностью таких описаний является то, что конечную позицию предложения занимает сказуемое, а значит, происходит актуализация значений глаголов и прилагательных.

В приведенном примере происходит актуализация значений глаголов-сказуемых (бурлил, клокотал, подернулось). В таком описании подчеркивается качественный аспект описываемого: цвет, движение, звук, запах и т.п.

Такое описание можно назвать динамичным.

Глагол в таких предложениях семантически самостоятелен, либо имеет семантический довесок в виде второстепенного члена.

Подлежащее и сказуемое в таких предложениях разделены паузой: дождь хлестал, ветер валил с ног прохожих. Глагол в одном случае семантически полноценен (хлестал), в другом – имеет семантический довесок в виде второстепенных членов (валил с ног прохожих).

Чаще всего в реальных текстах описание  совмещает в себе предложения описательного и повествовательного строя.

Деталь – это воспроизведение в тексте особо значимого элемента изображаемого фрагмента мира, поэтому мы говорим о деталях внешности, интерьера и т.п. Чем больше деталей, тем более конкретным, зримым предстает образ предмета.

Деталь в описании носит концептуальный характер, она может насыщаться в тексте большим количеством смыслов и приобретать характер символа. Такая деталь может заменить объемное описание.

Вспомните: раскрытую и запыленную книгу в гостиной Обломова.

его особенность в том, что в нем доминируют именные части речи: существительные, прилагательные. Обращается внимание на форму, внешний вид, пространственные отношения описываемых предметов. Роль глагола в таком описании сводится к построению грамматической основы. К такому типу, как правило, относятся описания с описательным строем речи.

В таком описании особое значение имеют глагольные формы. Обращается внимание на качественный аспект мира: действия, смена состояния и т.п.: Ни одно мгновение она не сидела смирно, вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась… (И.Тургенев)

Описание положения дел, по сравнению с предметным описанием имеет более отвлеченный характер.

Описание положения дел имеет целью сформировать у читателя представление о состоянии дел в определенный момент жизни человека, города, страны. Мы имеем дело здесь с событийной семантикой.

Описание положения дел, с одной стороны, привязано к определенному месту, а с другой – фиксирует определенный временной срез, раскрывает состояние дел в определенный момент времени.

Явный пример описания положения дел – текст песни группы «Чиж и Ко» «Солдат на привале».

При общении в речи большое количество информации идет не только через вербальный, но и через визуальный и звуковой каналы. Мимика говорящего, его жесты и движения, тембр голоса и интонация носят знаковый характер.

Пишущий, изображая чужую речь, оказывается перед необходимостью описать эти невербальные компоненты, именно поэтому прямая речь обычно сопровождается описанием ситуации общения.

Обратим внимание на то, что изображаются только те аспекты ситуации общения, которые имеют важное значение для ее интерпретации читателем.

А все-таки побежал? Дай сюда портфель, гад! – Тем самым гнусавым голосом, что был слышен в телефоне, крикнул второй и выдрал портфель из трясущихся рук Варенухи. (М.А. Булгаков).

В приведенном выше примере автор дает характеристику звукового канала: «гнусавым голосом», «крикнул», а также элементов видеоряда: «трясущимися руками», «выдрал», которые характеризуют отношения между говорящими.

В литературе и особенно в публицистике изображение ситуации общения носит вспомогательный характер, но при этом все-таки имеет существенно значение для построение содержания текста.

Источник: https://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/350-opisanie-kak-funkczionalno-smyslovoj-tip-rechi.html

Типы речи: повествование, описание, рассуждение

Описание характеристика

В рус­ском язы­ке, исхо­дя из нали­чия содер­жа­тель­ных и ком­по­зи­ци­он­ных при­зна­ков тек­ста, выде­ля­ют сле­ду­ю­щие типы речи: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рас­суж­де­ние. Укажем отли­чи­тель­ные при­зна­ки каж­до­го типа речи с при­ме­ра­ми текстов.

Типы речи в тексте

Текст объ­еди­ня­ет несколь­ко пред­ло­же­ний, свя­зан­ных темой и основ­ной мыс­лью. Тема — это то, о чем гово­рит­ся в тек­сте. Это пред­мет речи. В тек­сте все­гда при­сут­ству­ет глав­ная мысль, кото­рую выра­зил автор, что он хотел объ­яс­нить или в чем стре­мил­ся убе­дить читателя.

Для пони­ма­ния смыс­ла любо­го тек­ста важ­но выяс­нить тип речи, кото­рый опре­де­ля­ет спо­со­бы фор­ми­ро­ва­ния и раз­вер­ты­ва­ния глав­ной мысли.

Типы речи — это функ­ци­о­наль­ные раз­но­вид­но­сти тек­стов: повест­во­ва­ние, опи­са­ние, рассуждение.

Чтобы научить­ся пра­виль­но опре­де­лять типы речи, выяс­ним, как и с какой целью изоб­ра­жа­ет­ся пред­мет,  ука­жем струк­ту­ру постро­е­ния тек­ста, основ­ной вопрос, заклю­чен­ный в нем. Рассмотрим основ­ные типы речи, ука­зав осо­бен­но­сти их язы­ко­во­го оформления.

Что такое описание?

С помо­щью опи­са­ния подроб­но рас­смат­ри­ва­ет­ся пред­мет речи (чело­век, живот­ное, объ­ект дей­стви­тель­но­сти), ука­зы­ва­ют­ся как суще­ствен­ные, так и несу­ще­ствен­ные при­зна­ки и каче­ства. Окружающий мир в опи­са­нии чаще изоб­ра­жа­ет­ся ста­тич­но, без дина­ми­ки во времени.

В тек­сте, содер­жа­щем опи­са­ние, дает­ся ответ на основ­ной вопрос: каков пред­мет? каков человек?

На вид мое­му зна­ко­мо­му было пять­де­сят. Это был плот­ный, сред­не­го роста муж­чи­на, оде­тый в выши­тую косо­во­рот­ку и брю­ки навы­пуск. На ногах у него мяг­кие валя­ные туфли, обши­тые по кра­ям зеле­ной бархо́ткой, а на голо­ве глу­бо­кий, закры­вав­ший козырь­ком гла­за кар­туз. Небольшие гла­за почти без бро­вей погля­ды­ва­ли с хит­ре­цой (Н. Минх).

Основная цель опи­са­ния — это харак­те­ри­сти­ка пред­ме­та. Рассказчик дает не толь­ко подроб­ное опи­са­ние объ­ек­та, но и его харак­те­ри­сти­ку, оцен­ку, вос­со­зда­ет опре­де­лен­ную кар­ти­ну, что дела­ет речь образ­ной и яркой. В опи­са­нии рас­кры­ва­ют­ся, пере­чис­ля­ют­ся харак­тер­ные при­зна­ки пред­ме­та речи вне вре­мен­ных границ.

Описание как тип речи — это сооб­ще­ние об одно­вре­мен­ных при­зна­ках предмета.

Что такое повествование?

В повест­во­ва­нии рас­ска­зы­ва­ет­ся о собы­ти­ях, кото­рые раз­ви­ва­ют­ся после­до­ва­тель­но, от нача­ла до кон­ца, то есть в тече­ние какого-то отрез­ка вре­ме­ни. Окружающий мир пред­став­лен в дина­ми­ке, в раз­ви­тии, в посто­ян­ном изменении.

Повествование как тип речи — это сооб­ще­ние о дей­стви­ях пред­ме­та в опре­де­лен­ной последовательности.

Этот тип речи, в отли­чие от опи­са­ния, дина­ми­чен, в нем посто­ян­но меня­ют­ся вре­мен­ные планы.

Основной вопрос, кото­рый зада­ет­ся в повест­во­ва­нии: что про­изо­шло? что происходит?

Например, вот как изоб­ра­жа­ет­ся вес­ной раз­лив реки:

Весна в этом году была позд­ней, зато друж­ной. В три дня снег, кото­ро­го нава­ли­ло очень уж мно­го, пре­вра­тил­ся в реву­щие пото­ки. Спустившись по мно­го­чис­лен­ным овра­гам с гор, они устре­ми­лись вниз, и река, умолк­нув­шая на всю зиму, зако­ван­ная в двух­мет­ро­вую тол­щу несо­кру­ши­мо­го, каза­лось бы, льда, в одну ночь вскры­лась, про­бу­ди­лась от спячки.

Громовые рас­ка­ты лопа­ю­щих­ся ледя­ных гро­ма­дин про­ка­ти­лись над рекой. Освобожденная от оков, она дви­ну­лась навстре­чу пото­кам, соеди­ни­лась с ними, затоп­ляя все, что было выше её уров­ня: поля­ны, ого­ро­ды и ближ­ние избы.

Луга пре­вра­ти­лись в моря. Там пла­ва­ли не толь­ко дикие утки, но и пере­лет­ные лебе­ди (М. Алексеев).

Композиция повествования

В тексте-повествовании все­гда име­ет­ся нача­ло собы­тия, его раз­ви­тие и завер­ше­ние. Укажем ком­по­зи­ци­он­ную струк­ту­ру повествования:

  1. завяз­ка (нача­ло действия);
  2. раз­ви­тие действия;
  3. куль­ми­на­ция (самый ост­рый, инте­рес­ный момент);
  4. раз­вяз­ка (конец действия)

Средства языкового оформления повествования

Повествование созда­ют сле­ду­ю­щие язы­ко­вые средства:

  • пре­об­ла­да­ют гла­го­лы и гла­голь­ные формы;
  • гла­го­лы в фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни совер­шен­но­го вида;
  • про­стые и состав­ные гла­голь­ные сказуемые;
  • обсто­я­тель­ства времени.

Тщательно и ста­ра­тель­но шёл Бим по лугу чел­но­ком, разыс­ки­вая раз­бро­сан­ный сыр, и вдруг  сре­ди раз­ных запа­хов трав, цве­тов, зем­ли, реки ворва­лась струя воз­ду­ха, необыч­ная и вол­ну­ю­щая: пах­ло какой-то пти­цей, вовсе не похо­жей на тех, что знал Бим.

Пахло чем-то неиз­вест­ным, что будо­ра­жи­ло кровь. Бим оста­но­вил­ся и огля­нул­ся на Ивана Ивановича. Потом, тихо пере­сту­пая лапа­ми, стал при­бли­жать­ся к неве­до­мо­му, уже не гля­дя на Ивана Ивановича.

Шажки ста­но­ви­лись все реже, он как бы выби­рал точ­ку для каж­дой лапы, что­бы не зашуршать.

Наконец запах ока­зал­ся таким силь­ным, что даль­ше идти уже невоз­мож­но. И Бим замер на месте, буд­то ока­ме­нел. Это была ста­туя соба­ки, буд­то создан­ная искус­ным скуль­пто­ром. Вот она, пер­вая стой­ка! Первое про­буж­де­ние охот­ни­чьей стра­сти до пол­но­го забве­ния себя (Г. Троепольский).

Что такое рассуждение?

Рассуждение — тип речи, в кото­ром иссле­ду­ют­ся пред­ме­ты или явле­ния, рас­кры­ва­ют­ся их внут­рен­ние при­зна­ки. Рассуждением может стать сло­вес­ное изло­же­ние, разъ­яс­не­ние и под­твер­жде­ние какой-то мыс­ли.

 Рассуждая, гово­ря­щий объ­яс­ня­ет что-то, дока­зы­ва­ет или опро­вер­га­ет с помо­щью аргу­мен­тов свою точ­ку зре­ния на пред­мет или явле­ние действительности.

В рас­суж­де­нии зада­ет­ся основ­ной вопрос: поче­му пред­мет такой? Почему так посту­па­ют, а не ина­че? Почему мы утвер­жда­ем это?

Рассуждение как тип речи направ­ле­но на выяс­не­ние при­чин и след­ствий обсуж­да­е­мых явле­ний, собы­тий, поступ­ков людей. При рас­суж­де­нии гово­ря­щий при­хо­дит к ново­му суждению.

Рассуждение — это объ­яс­не­ние каких-либо фак­тов, собы­тий с ука­за­ни­ем причинно-следственных связей.

Примеры

Без зна­ний, без широ­ко­го кру­го­зо­ра нель­зя сде­лать и шага впе­ред. Красивый чело­век в нашем пони­ма­нии — это чело­век гар­мо­ни­че­ски развитый.

Так, по пути утвер­жде­ния гар­мо­нии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их инте­ре­сов, глу­бо­ка связь с жиз­нью, неукро­ти­мо стрем­ле­ние познать неизведанное.

Леонардо да Винчи борол­ся за сво­бо­ду и был пио­не­ром в раз­ных обла­стях зна­ний. Великий худож­ник, создав­ший совер­шен­ные про­из­ве­де­ния искус­ства, про­ни­кал в тай­ны аст­ро­но­мии и бота­ни­ки, писал басни.

Лев Толстой хоро­шо знал цер­ков­но­сла­вян­ский, латин­ский, укра­ин­ский, англий­ский, фран­цуз­ский, немец­кий, гре­че­ский, ита­льян­ский язы­ки. И этот же чело­век мастер­ски клал печь и косил не хуже косаря!

Наши зна­ния име­ют свой­ство накап­ли­вать­ся посте­пен­но. Даже самые поверх­ност­ные зна­ния мож­но углу­бить — про­сто не надо ленить­ся. То, что не посе­я­но, не созреет.

Расширяйте свой кру­го­зор, бори­тесь за глу­би­ну зна­ний, вос­пи­ты­вай­те в себе выс­шую чело­веч­ность! Живите так, что­бы каж­дый день казал­ся вам новым! Красива жизнь с рас­прав­лен­ны­ми кры­лья­ми. (С. Т. Коненков)

Композиционная структура рассуждения

Понаблюдав за тем, как стро­ит­ся текст-рассуждение, ука­жем его ком­по­зи­ци­он­ную структуру:

  1. тезис (основ­ная мысль);
  2. аргу­мен­ты (дока­за­тель­ства или опровержение);
  3. вывод.

Языковые средства рассуждения

Рассуждение обла­да­ет неко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми в исполь­зо­ва­нии язы­ко­вых средств:

  • пре­об­ла­да­ет абстракт­ная лексика;
  • име­ют­ся ввод­ные слова;
  • исполь­зу­ют­ся обсто­я­тель­ства цели, при­чи­ны, след­ствия, уступки;
  • слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с при­да­точ­ны­ми при­чи­ны, цели, след­ствия, уступки.

Всякое искус­ство есть диа­лог меж­ду худож­ни­ком и пуб­ли­кой. Об этом хоро­шо зна­ют акте­ры на сцене, ибо у них это про­яв­ля­ет­ся нагляд­нее и рез­че.

Грубее все­го, но зато и точ­нее все­го мож­но срав­нить вся­кое искус­ство с игрой в тен­нис, где хоро­шая, кра­си­вая игра зави­сит от обе­их сто­рон, ибо если игрок будет делать хоро­шие посыл­ки мяча, но в ответ не будет полу­чать обрат­ных подач, то ника­кой игры вооб­ще не полу­чит­ся (В. Солоухин).

урок «ЕГЭ по русскому языку. Типы речи»

Средняя оценка: 4.8. Проало: 52

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/tipy-rechi.html

Функционально-смысловые типы речи

Описание характеристика

Речь – это система общения, позволяющая людям обмениваться информацией. Текст – это речь, зафиксированная на каком-либо носителе. О чем бы ни шла речь в тексте, назначение ее сводится к трем целям, функциям (функциональные типы):

  1. Передача информации о развитии событий (когда где что и как произошло, происходит, произойдет).
  2. Передача информации о характеристике явлений, объектов, людей (какой объект, как выглядит, в чем его особенности, отличия от других, оценка).
  3. Передача информации с размышлениями о тех или иных событиях, явлениях (почему произошло так или иначе, могло ли быть по-другому, при каких условиях).

Цель текста определяет его содержание, смысл, предъявляет особые требования к структуре, отбору языковых средств. Сочетание этих факторов – функции, смысла, структуры – сформировало три функционально-смысловых типа речи:

  1. Описание
  2. Повествование
  3. Рассуждение

Описание

Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков.

Цель описания в художественном тексте – передать впечатления о событии, предмете, явлении, человеке, создать общий образ с помощью акцента на деталях. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается на самых ярких деталях.

  • Научное описание: Яблоня ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
  • Художественное описание: Липовые яблоки были крупные. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда.

В текстах научного или делового характера при помощи описания указывают назначение того или иного объекта, способы, сфера, особенности функционирования, принадлежность к определенной категории, виду, классу.

Структура развернутых текстов-описаний:

  • предмет – портрет героя, пейзаж, интерьер, объект исследования, ситуация;
  • детализация – характеристика отдельных деталей, складывающихся в общую картину;
  • общее представление, целостная картина.

Общим представлением описываемого объекта текст может начинаться или заканчиваться. Портретные, интерьерные описания обычно статичны: переходя от одной детали к другой, автор дополняет общую картину. Пейзажные описания могут быть динамичными, когда отдельные объекты общей картины появляются в поле зрения и описываются по ходу движения.

Примеры текста — описания

  1. Портрет. В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.

    В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

  2. Пейзаж.

    Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею.

  3. Интерьер.

    Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие, низенькие, какие обыкновенно встречаются у старосветских людей. В каждой комнате была огромная печь, занимавшая почти третью часть ее.

    Комнатки эти были ужасно теплы, потому что и Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна очень любили теплоту.

В художественных текстах характеристика деталей предполагает использование изобразительных средств:

  1. лексических:
    • эпитет (образное определение) — золотая листва, тяжелое впечатление;
    • метафора (неявное сравнение) — ангельское личико, безмолвные улицы;
    • гипербола, литота, сравнение и другие тропы — напуганный до смерти, тише воды ниже травы, словно испуганная птица;
    • просторечная, экспрессивная лексика и другие: холуйский взгляд, белобрысая челка;
  2. синтаксических:
    • ряды однородных членов предложения — смутился, спрятал дрожащие натруженные руки, отвел глаза и тяжело вздохнул;
    • прямой или обратный порядок слов — высокий прямостоячий ствол, взгляд наглый, бесстыжий;
    • составные именные сказуемые — руки у него были сильные, походка уверенная, взгляд в упор;
  3. морфологических (вневременное использование глаголов в настоящем, прошедшем времени) – Давно это было, но помню отчетливо. День стоит теплый, ласковый, листья еле шевелятся, птицы замолкли от жары.

Повествование

Повествование — это тип текста, в котором описываются события в определенной последовательности.

Цель повествования в тексте – передача событийного ряда, информация о последовательном развитии действия.

Развернутый текст-повествование строится по схеме:

  1. завязка – событие, с которого все началось, причина, по которой дальше развернулась цепочка взаимосвязанных действий;
  2. развитие с кульминацией или без нее: перечисление основных этапов, взаимосвязь узловых моментов;
  3. развязка – последнее звено в цепи событий.

Пример текста — повествования

В десять часов утра обе армии сошлись на ружейный выстрел, и по всей линии открылся огонь.

Затем войска бросились врукопашную; первое столкновение произошло на левом фланге русской пехоты, правый фланг шведской пехоты, воодушевленный присутствием короля, бросился на русских и опрокинул батальон Новгородского полка; в нашей линии образовался прорыв. Петр Великий, заметив опасность, взял батальон второй линии и лично повел его на неприятеля.

Динамичный характер изложения, смена действий, последовательная логика изложения (хронология) – особенности повествовательных текстов. Этот эффект достигается за счет использования следующих грамматических средств:

  • простые или составные глагольные сказуемые;
  • вид и время глаголов соответствуют логике повествования;
  • однородные сказуемые;
  • прямой порядок слов в предложении.

Рассуждение

Рассуждение — это тип речи, где автор размышляет, обдумывает что-то, старается при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому либо выводу.

Цель этого функционально-смыслового типа речи – подтверждение или опровержение какой-либо мысли, разъяснение.

Рассуждение необходимо при исследовании свойств и возможностей объекта, взаимосвязи с другими явлениями, поэтому развернутые тексты такого типа характерны для научно-популярной, деловой речи.

В художественной литературе встречается при изложении раздумий героя, внутренних терзаний в момент принятия решения.

Рассуждения в художественных текстах

В художественных текстах рассуждение используется в авторских отступлениях, объясняющих психологию и поведение персонажей, при выражении морально-нравственной позиции автора, его оценки изображаемого и др.:

  • Предчувствие того, что Москва будет взята, лежало в русском московском обществе 12-го года. Те, которые выезжали с тем, что они могли захватить, оставляя дома и половину имущества, действовали так вследствие того скрытого патриотизма, который выражается не фразами, не убийством детей для спасения отечества и т.п. неестественными действиями, а который выражается незаметно, просто, органически и потому производит всегда самые сильные результаты.

Структура текста- рассуждения:

  • тезис – предмет рассуждения, основное положение;
  • доказательства – аргументы за и против;
  • вывод – умозаключение, вытекающее из размышления.

Для рассуждения характерны сложные предложения, осложненные обособленными конструкциями – вводные слова, уточняющие члены. Придаточные в сложноподчиненных предложениях, относятся к обстоятельственным – причины, уступки, цели, следствия. Обилие деепричастных и причастных оборотов, риторические вопросы, глаголы разных форм характерны для текстов, содержащих рассуждение.

Примеры текста — рассуждения

Пример 1
Она подошла к окну и осторожно двумя руками взяла небольшой цветочный горшок. Обернувшись, она подошла, подняла на меня глаза и почти шепотом сказала: – Ты только посмотри, это же чудо какое-то! Оно живое! У меня получилось.

Протянула мне горшок, приглашая взглянуть поближе. Я из вежливости сделал вид, что мне интересно, и наклонился ближе.

Анализ: Кадр за кадром разворачивается небольшая сцена, в которой двое действующих лиц. Чаще других частей речи в тексте встречаются слова, обозначающие действие – глаголы и деепричастия. Все действия последовательны, вытекают одно из другого. Это повествование.

Пример 2
Она подошла к окну, взяла цветочный горшок, обернулась ко мне. Я никогда не видел ее такой счастливой. Глаза одновременно наполнялись слезами и так глубоко сияли, что я понял: у нее случилось что-то очень важное. Тонкие руки бережно держали горшок с невзрачным растением. Казалось, она не дышит, чтобы не потревожить свое сокровище.

Анализ: Портрет девушки, переживающей сильное волнение, складывается из отдельных деталей. Глаза, руки, дыхание – каждый штрих усиливает впечатление. Читающий представляет ее образ, видит глазами героя текста. Это описание.

Пример 3
Я смотрел на нее, аккуратно сжимающую цветочный горшок, и чего-то не понимал. Как можно быть счастливой после всего, что она пережила.

И от чего? От того, что какой-то полуживой кустик в горшке выпустил новый листок.

Почему я никогда не мог понять, что значит довольствоваться малым? Потому что много дано? Или надо все потерять, чтобы научиться искусству радоваться жизни в самых ее мелочах?

Анализ: Внутренний монолог героя, который пытается ответить на вопросы, которые не дают ему покоя. Попытка героя объяснить непонятную ему ситуацию – это рассуждение.

Источник: https://bingoschool.ru/blog/206/

Описание, повествование, характеристика

Описание характеристика

Замечание 1

Описание, повествование, характеристика – это особые речевые структуры, свойственные высказываниям субъектов (рассказчик, повествователь), осуществляющих посреднические функции.

Определение 1

Повествование в узком смысле – это тип высказывания, в котором преобладает информативная функция.

Описание отличается от повествования изобразительной функцией. Предметом описания является часть художественного пространства, соотнесенная с определенным фоном (например, пейзаж может быть представлен на фоне сообщения информации в целом об этом пространстве, портрет предшествовать интерьер).

В художественном тексте под повествовательной точкой зрения понимается позиции нарратора относительно излагаемых событий.

В нарратологии достаточно популярной является аналогия между ролью нарратора в литературном тексте и оператором в кинематографии, который может снимать с внешней точки зрения, при этом охватывая событийное пространство целиком, он может находиться в центре действия, используя ручную камеру или несколько камер и т.д. Повествование может вестись:

  • От первого лица
  • От третьего лица
  • От второго лица
  • От нескольких лиц.

В режиме повествования от первого лица в роли нарратора выступает рассказчик, который одновременно является персонажем и обозначает себя при помощи местоимения первого лица «я» (реже – «мы»).

Такой тип рассказчика, как правило, обеспечивает возможность максимально эффективно выражать скрытые, недоступные внешнему наблюдателю чувства мысли рассказчика, открывает путь к различным формам рефлексии и самонаблюдения персонажа, что делает его близким к дневниковому письму.

Часто в роли рассказчика выступает герой, мысли у чувства которого оказываются доступным читателю, но скрытыми от других действующих лиц.

Повествование от второго лица – самый редкий способ повествования в литературе. Это тип повествования, в котором рассказчик обращается к себе на «ты» и заставляет читателя тем самым почувствовать, что он – персонаж внутри истории.

Часто повествование от второго лица объединяют с повествованием от первого лица. В этом случае рассказчик осуществляет эмоциональные сравнения между действиями, мыслями и чувствами «ты» и «я». Ярким примером этого способа является современная проза Д.

Мак Инерни «Яркие огни, большой город».

Повествование от третьего лица обеспечивает автору максимальную гибкость, поэтому является наиболее распространенным. В этом типе повествования автор к каждому персонажу обращается на «он», «она», «они». рассказчик в этом случае является не вовлеченным существом, передающим историю, но при этом не являющимся персонажем внутри нее.

Характеристика

Определение 2

Характеристика – это образ-рассуждение, цель которого состоит в том, чтобы объяснить читателю характер персонажа.

Характер – это стереотип внутренней жизни человека, сложившийся и проявляющийся в его поведении – комплекс привычных реакций на разного рода обстоятельства, устоявшиеся отношений к другим и к себе.

Единство всех этих душевных проявлений как правило мотивируется определенной системой ценностей, этических и нравственных норм и ориентиров, чрез которую характер соотносится с обстоятельствам внешнего мира (социум, микросреда, эпоха и в целом мир).

Из этого становится понятной связь характеристики с повествованием как с сообщениями об обстоятельствах – «вставными биографиями» и ли «предысториями»; и описанием – одной из возможных задач портрета является проникновение в сущность персонажа. Поэтому необходимо указать признаки, по которым форма характеристики выделяется в литературном тексте.

В качестве таковых выступают сочетание черт анализа (в этом случае характер разлагается на элементы, его составляющие) и синтеза (рассуждение начинается и завершается обобщающим формулировками).

Условно говоря, такой тип высказывания может строиться как по «индуктивному», так и по «дедуктивному» методу.

Для характеристики установка на причисление персонажа к известному уже типу либо на открытие в нем нового типа инварианта.

Характеристика, являющаяся в этом смысле таком художественной классификации, соотносится совсем спектром образов человека, созданных в произведении, и с едиными принципами отбора признаков и дифференциации на группы, воплощенными в этом многообразии. Это является отличием характеристики от внехудожественных словесных определений характера.

Описание

Определение 3

Описание – это тип текста, словесное изображение какого-либо предмета, явления, действия через представление его характерных признаков.

Описание является одним из функционально-смысловых типов речи наряду с характеристикой и повествованием. Цель описания заключается в том, чтобы наглядно продемонстрировать словесную картину, чтобы читатель мог представить себе предмет изображения.

От других типов текста описание отличается тем, что дает представление о предмете, явлении, действии, состоянии, лице перечислением их свойств и признаков. В художественной прозе, публицистике, поэзии, официально-деловой речи роль описания различается. В художественном произведении описание является одним из наиболее распространенных компонентов монологической речи писателя.

Выделяются следующие виды описания:

  • Портрет – изображение внешности действующего лица (фигуры, одежды, лица, манеры поведения и т.д.);
  • Динамический портрет – рисует выражение лица, мимику, жесты, состояния, позу, действия персонажа;
  • Психологический портрет – описывает внутреннее состояние персонажа. Такое описание позволяет автору показать внутренний мир героя, его душевные переживания;
  • Пейзаж – то описание природы как части реальной обстановки, где разворачиваются события;
  • Интерьер – описание внутренней обстановки помещения;
  • Изображение времени и места действия.

Для художественного описания характерным является широкое применение средств языковой выразительности – сравнений, эпитетов, метафор, олицетворений и т.д.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/opisanie_povestvovanie_harakteristika/

Типы речи в русском языке: повествование, описание, рассуждение

Описание характеристика

Часто типы речи ошибочно путают со стилями речи.

Однако функциональный стиль речи (научный, официально-деловой, разговорный, публицистический стиль и художественный) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений).

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Есть выход!

Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.

Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.

А что с качеством?

Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?

На самом деле тут все круто!
Все исполнители – настоящие профессионалы в своих тематиках. Это студенты профильных вузов и школьные учителя, подрабатывающие таким образом.

Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка 😉

А еще ты можешь установить приложение на андроид и заказывать все прямо там. В любое время, зоть даже прямо на уроке. Там все просто и удобно. Нужно просто скачать и установитьСкачать приложение для заказа школьных или студенческих работ
Есть выход!

Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.

Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.

Рассмотрим особенности каждого типа речи

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста-повествования:

“Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно.

Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям.

Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? –  летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста-описания:

“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3.  рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста-рассуждения:

“Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.”

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Бесплатная оценка заказа!

Внимание!

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Источник: https://school-of-inspiration.ru/tipy-rechi-povestvovanie-opisanie-rassuzhdenie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.