Объект административного правонарушения

2.1 Объект административного правонарушения

Объект административного правонарушения

Втеории административного права объектыпосягательств административныхправонарушений традиционно подразделяютна четыре группы: общий, родовой, видовойи непосредственный.

Такое деление имеетне только теоретическое, но и практическоезначение, так как оно позволяетправоприменителю осуществить процессквалификации административныхправонарушений, то есть отнесениепротивоправного деяния к конкретнойстатье Особенной части КоАП РФ либостатье закона субъекта РФ, устанавливающегоадминистративную ответственность.

Общимобъектом административных правонарушенийявляются общественные отношения в сферегосударственного управления, регулируемыенормами права (конституционного,трудового, земельного, экологического,финансового, гражданского), охраняемыеи защищаемые мерами административнойответственности..

Родовойобъект –часть общего объекта.

В качестве критерияделения общего объекта на части можетбыть взята отрасльобщественной деятельности,где складываются общественные отношения(в сельском хозяйстве, в промышленности,на транспорте…) или содержаниеохраняемых общественных отношений(собственность, общественный порядок,права граждан, порядок управления).Именно родовой объект лежит в основепостроения Особенной Части КоАП РФ,например в гл.5 сконцентрированыпроступки, посягающие на права граждан,в гл. 14- проступки, связанные с осуществлениемпредпринимательской деятельности.

Видовойобъект –разновидность родового, специфическаягруппа общественных отношений, общаядля правонарушений, входящих в однуглаву.

Выделение видового объектаявляется необходимым и оправданным,поскольку именно такая система объектовдетально разграничивает общественныеотношения между собой, что в свою очередьпозволяет правоприменителю болеекачественно осуществлять процессквалификации административныхправонарушений и эффективно назначатьвиновным лицам административныенаказания.

Поднепосредственным объектом рассматриваетсята часть однородных общественныхотношений, которым административноеправонарушение непосредственно причиняетущерб (например, право владения,пользования и распоряжения конкретнымимуществом при совершении мелкогохищения). В качестве непосредственногообъекта могут выступать конкретныенормы, правила, предписания, запреты.Непосредственный объект позволяетразграничить однородные административныеправонарушения между собой.

Вряде случаев объект административногоправонарушения тесно связан с предметомпосягательства, то есть с предметомвнешнего, материального мира на которыйвоздействует правонарушение и которымпричиняется ущерб (например, налоговаядекларация для административныхправонарушений в области налогов исборов). Однако предмет административногоправонарушения нельзя отождествлятьс объектом, даже несмотря на то, что онявляется элементом общественныхотношений, что также предполагает егоохрану.

2.2 Объективная сторона правонарушения

Объективнаясторона правонарушения– это система предусмотренных нормамиадминистративного права признаков,характеризующих его внешние проявление.

Объективнаясторона любого характеризуется двумягруппами признаков: обязательнымиифакультативными.

Вчисло обязательныхпризнаковвходит само противоправное деяние(действиеили бездействие), егообщественновредные последствияи логическаясвязь между ними.Так,например, нарушение водителямитранспортных средств Правил дорожногодвижения (гл.

12 КоАП РФ) может выражаться в разныхдействиях: превышенииустановленной скорости движения,несоблюдении требованийдорожных знаков, проезде на запрещающийсигнал светофора,пересечении сплошной линии разметки идр.Илипример бездействия.

Непринятиемер по устранению причин и условий,способствующих совершению административногоправонарушения (ст.19.6 КоАП РФ).

Мы с Вами говорилио том, что юридические составыадминистративных правонарушений посвоей законодательной конструкциимогут быть формальными и материальными.

https://www.youtube.com/watch?v=3vnAacv9dfU

Именно по объективной сторонеадминистративного правонарушения онии подразделяются следующим образом.

Тоесть в число обязательных признаковобъективной стороны административногоправонарушения с формальным составомне входят общественно вредные последствияпротивоправного деяния и причиннаясвязь между двумя этими признаками.

Для административныхправонарушений с материальным составомобязательными признаками объективнойстороны являются: общественно вредныепоследствия противоправного деяния ипричинная связь между двумя этимипризнаками.

Факультативныепризнакиобъективной стороны правонарушения –это дополнительные критерии, характеризующиеусловия и обстоятельства совершенияправонарушения.

В административномправе в качестве таковых выделяются:время, место, способ, характер совершениядеяния, его повторность, неоднократность,злостность, систематичность.

Они присущи далеко не всем составамадминистративных правонарушений,в силу чего они называются факультативнымипризнакамисоставаадминистративного правонарушения, т.е.необязательными признаками.

Втоже время, для ряда составовадминистративных правонарушенийкакой-либо из факультативных признаков,в силу законодательной конструкциисостава, становится обязательнымпризнаком объективной стороныправонарушения.

Так,например, административное правонарушение«стрельба из оружия в не отведенных дляэтого местах» в качестве обязательногопризнака объективной стороны указываетна место совершения административногоправонарушения (ст. 20.13).

Собъективной стороны административныеправонарушения могут простымиисложными.

Простоедеяниепредставляет собой единое действие иликратковременное бездействие, единыйкратковременный акт противоправногоповедения (мелкоехищение).

Сложноедеяниеможет состоять из нескольких самостоятельныхдействий либо быть растянуто во времени.

Выделяют следующиевиды сложных деяний:

сдвумя разными действиями(например,мелкое хулиганство, сопряженное снеповиновением законному требованиюпредставителя власти);

-состоящее из альтернативных действий(например,нарушение правил производства, продажи,коллекционирования, экспонирования,учета, хранения, ношения или уничтожениеоружия и патронов к нему);

– длящиеся;

-продолжаемые;

Так как в КоАП РФзаконодатель конкретно выделяет длящиесяправонарушения (ст.4.5 КоАП РФ) остановимсяна них конкретнее.

Длящеесяправонарушение– действие или бездействие, в результатекоторого длительно не исполняетсяобязанность.

В основе длящегося нарушениялежит невыполняемая лицом в течениедлительного времени правовая обязанностьне нарушать правовой запрет или, наоборот,совершить предусмотренное нормой правадействие.

Для него характерно непрерывноеосуществление нарушения, чаще всегопутем длительного бездействия. Длящеесяправонарушение является единым.

Начальныммоментом правонарушения являетсядействие или бездействие, повлекшеедлительное нарушение запрета, илидлительное невыполнение обязанности.

Оно оканчивается фактически прекращениемправонарушения или юридически –привлечением виновного к ответственности(например,ст. 19.15 КоАП РФпроживаниегражданина без регистрации).

Невыполнениепредусмотренной нормативным правовымактом обязанности к установленному внем сроку не является длящимсяадминистративным правонарушением.1

Длящеесяадминистративное правонарушение следуетотличатьот продолжаемого,под которым понимается совершение одними тем же лицом нескольких тождественныхправонарушений,за каждое из которых он подлежитадминистративной ответственности.

Наповторностьадминистративногоправонарушения прямоуказываетп.2 ч.1 ст.4.3КоАП РФ. Повторность означает совершениеодним и тем же лицом в течение определенногост. 4.6 КоАП РФ срока (один год) однородногоправонарушения, за которое оно ужеподвергалось административномунаказанию.

Существует 2варианта выражения повторности:

  • Повторность служит обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение (ст. 4.3)
  • Простой вид правонарушения превращается в квалифицированный, за совершение которого устанавливается повышенная административная ответственность (ч. 2 ст. 5.27).

Источник: https://studfile.net/preview/5269489/page:4/

Состав административного правонарушения

Объект административного правонарушения

Тема про состав административного правонарушения имеет не столько теоретическое, сколько практическое значение. Все потому, что отсутствие состава нарушения является основанием прекращения административного производства по делу. На любой его стадии. После возбуждения дела об административном правонарушении и до обжалования. 

Что такое состав административного правонарушения

Совокупность элементов, при наличии которых то или иное действие или бездействие (деяние) признается административным правонарушением, и есть состав административного правонарушения.

Теоретики выделяют 4 элемента, каждый из которых имеет свои обязательные признаки.

И в совокупности государство признает их достаточными и необходимыми для признания деяния административным правонарушением.

Наличие элементов и признаков состава доказывает уполномоченный орган (должностное лицо) в рамках привлечения к административной ответственности. Составы конкретных правонарушений закрепляет каждая статья Особенной части КоАП РФ. Или закона субъекта Российской Федерации (подробнее – административные комиссии). 

Обязательными элементами состава административного правонарушения являются:

  • объект 
  • субъект
  • объективная сторона
  • субъективная сторона

В качестве примера отсутствия состава административного правонарушения приведем пример.

Одним из нарушений в области дорожного движения является управление транспортным средством лицом, не имеющим водительского удостоверения.

Если это был водитель 14 лет, то состав административного правонарушения отсутствует. Порок в субъекте. Ведь он на момент совершения нарушения должен достигнуть 16 лет.

Элементы состава административного нарушения

Объект административного правонарушения – общественные отношения, на которые посягает деяние. Этот объект посягательства охраняет закон. КоАП РФ или закон субъекта России. Он бывает общим (здоровье, общественная безопасность и т.п.

), родовым, видовым и непосредственным (конкретные отношения, которым причинен ущерб). Разделение объекта на виды имеет больше теоретическое значение. С практической точки зрения указание на объект нарушения содержится в наименовании главы Особенной части КоАП РФ.

И в самой формулировке административного нарушения.

Объективная сторона как элемент состава административного правонарушения – это внешнее проявление проступка. Совокупность или единичный акт действия или бездействия. А также наступившие в результате причинно-следственной связи с ним последствия (вред). Обязательные его признаки: 

  • деяние – действие или бездействие
  • последствия нарушения – вред, угроза вреда, ущерб 
  • деяние – причина, вред (его угроза) – следствие. 

Дополнительными элементами являются место совершения административного правонарушения, время, способ, обстановка.

Нюанс: КоАП РФ закрепляет много формальных составов правонарушений. То есть для таких деяний не обязательно наступление какого-то материального последствия.

Самой угрозы нормального функционирования охраняемым отношениям (объекта) достаточно, чтобы нарушение было оконченным. Например, превышение скорости водителем признается потенциально опасным поведением.

И ответственность будет независимо от наличия какого-либо материального вреда. Однако малозначительность административного правонарушения можно распространить на любую статью.

Субъект в составе административного нарушения

Субъект – это тот, кто совершил правонарушение. Соответственно, это лицо, которое может быть привлечено к административной ответственности.

Закон предъявляет отдельные требования к субъекту. В общем смысле, это физические и юридические лица. Физические лица – независимо от гражданства, но достигшие 16 лет.

Причем в ряде случаев для несовершеннолетних комиссия может применить освобождение от административной ответственности. Помимо требований к возрасту, закон закрепляет и вменяемость. То есть способность понимать свои действия и руководить ими.

Временное или постоянное психическое расстройство могут стать причиной освобождения от ответственности.

Иностранные граждане являются специальными субъектами за нарушение режима пребывания в России и правил пересечения границы РФ (глава 18 КоАП РФ). Также специальными субъектами по ряду правонарушений являются должностные лица, водители и т.п. Требования к лицу, которое может быть признано субъектом правонарушения устанавливает статья Особенной части КоАП РФ.

Особыми субъектами являются военнослужащие, работники силовых структур и иные лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов и специальных положений о службе. Некоторые виды административных наказаний к ним не применяются. А в некоторых случаях наказание применяется только к ним.

Субъективная сторона и состав административного правонарушения

Отношение субъекта к совершенному деянию есть субъективная сторона правонарушения. Именно поэтому невменяемость автоматически означает отсутствие состава правонарушения.

Обязательным элементом субъективной стороны является вина. Она может быть выражена в форме умысла:

  • субъект понимает противоправность своих действий, осознает и желает наступления вредных последствий (прямой умысел)
  • он понимает противоправность действий, осознает наступление вредных последствий, но безразлично относиться к их наступлению (косвенный умысел)

Вина может быть выражена в форме неосторожности:

  • субъект предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал их предотвратить (легкомыслие)
  • он не предвидел наступление последствий своего деяния, хотя должен был и мог их предвидеть

Дополнительными элементами субъективной стороны являются мотив и цель.

Отсутствие вины, а в ряде случаев конкретной формы вины, означает отсутствие состава административного правонарушения, а, значит, и неприменение административного наказания.

Источник: https://iskiplus.ru/sostav-administrativnogo-pravonarusheniya/

Юридический состав административного правонарушения | Студент-Сервис

Объект административного правонарушения

1.

Понятие состава административного правонарушения

2. Объект административного правонарушения

3. Объективная сторона административного правонарушения

4. Субъект административного правонарушения

5. Субъективная сторона административного правонарушения

1.

Понятие состава административного правонарушения
Под составом административного правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков (элементов), при наличии которых антиобщественное деяние может повлечь административную ответственность.
Элементами состава административного правонарушения являются: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.

2. Объект административного правонарушения
Объект административного правонарушения – это общественные отношения, которые возникают в сфере государственного управления. Регулируются нормами права и охраняются мерами административной ответственности (общий объект).

В качестве критериев деления общего объекта выступают:
• отрасли общественной деятельности, в которых складываются общественные отношения.

В соответствии с данным критерием различают такие родовые объекты, как отношения в сельском хозяйстве, в промышленности, на транспорте;
• содержание охраняемых общественных отношений.

По этому критерию различают такие родовые объекты, как государственный и общественный порядок, установленный порядок управления, права и свободы граждан, государственная и иные формы собственности.

Каждый административный проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства, которым является специфическая группа общественных отношений, общих для ряда проступков одного рода (например, видовым объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.14 КоАП «Нарушение правил маневрирования», является безопасность дорожного движения).

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

3. Объективная сторона административного правонарушения
Объективная сторона административного правонарушения заключается в деянии (действии или бездействии), которое выражается в нарушении установленных административно-правовыми нормами правил.

Наличие объективной стороны во многих случаях зависит от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, систематичность противоправного деяния.
объективной стороны может включать характер деяния:
• повторность.

В соответствии с законодательством под повторностью подразумевается совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию;
• длящееся правонарушение.

Длящимся является действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение является единым независимо от продолжительности действия или бездействия.

4. Субъект административного правонарушения
Субъектом административного правонарушения является лицо, совершившее административное правонарушение. По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются коллективные и индивидуальные субъекты.

Коллективные субъекты – юридические лица и иные коллективные образования. В настоящее время организации признаются субъектами административных правонарушений нормами таких отраслей права, как земельное, финансовое, налоговое, лесное, водное, природоохранительное и др.

Индивидуальные субъекты – это граждане и иные категории лиц, которые обладают административно-правовым статусом с учетом их правового положения, выполняемых профессиональных и социальных функций.

Признаки индивидуального субъекта подразделяются на две группы:
• общие – это такие признаки, которыми должно обладать любое лицо, привлекаемое к административной ответственности (достижение 16-летнего возраста и вменяемость);
• специальные – это признаки, отражающие: особенности труда, служебного положения (работник предприятия торговли, водитель, должностное лицо); прошлое противоправное поведение (лицо, находящееся под надзором, ранее привлекавшееся к административной ответственности); иные особенности правового статуса (военнослужащие, иностранные граждане).

5. Субъективная сторона административного правонарушения
Субъективная сторона административного правонарушения – это психическое отношение субъекта к совершаемому противоправному действию или бездействию и его последствиям.
Выражается в форме:
•  умысла.

Умышленное действие или бездействие означает, что лицо, совершившее его, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично;
•  неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/yuridicheskij-sostav-administrativnogo-pravonarusheniya/

Лекция 8. Административная ответственность

Объект административного правонарушения

В.Т.Батычко
Административное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008 г.

8.3. Состав административного правонарушения

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку.

В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и др.

Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.

1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан.

Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.).

Вещи материального мира выступают предметами и орудиями административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как? каким способом? когда ? где ? с помощью каких средств совершено правонарушение ?

Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется), и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения — это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное правонарушение.

Индивид—это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило).

Организация приобретает административную деликтоспособность с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Помимо общего субъекта определяются:

–  специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, несовершеннолетний, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин или лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо и т. д.);

–  особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами.

Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП.

В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах.

В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона административного правонарушения — внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотивы цель:

—  вина — это психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям.

Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

—  небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

—  самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Кроме вины как основного признака, в субъективную сторону правонарушения включаются также:

—  мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

—  цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение).

Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Знание вопросов юридического состава административного правонарушения имеет практическое значение, поскольку, с одной стороны, оно позволяет отличить и правильно квалифицировать административный проступок, приводит к реализации принципа неотвратимости наказания и, с другой стороны, позволяет избежать необоснованного привлечения лица к административной ответственности.

Источник: http://www.aup.ru/books/m228/9_3.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.